среда, 1 сентября 2021 г.

«Мы все учились понемногу …»: известные писатели-школьники

 


  Каждому в детстве свойственно желание быстрее вырасти, чтобы стать взрослым и самостоятельным. Однако, только окончательно повзрослев и столкнувшись с многочисленными жизненными проблемами, мы начинаем оглядываться назад, на своё детство, юность, и понимаем, насколько прекрасными были для нас эти годы. И тогда мы действительно с теплотой вспоминаем школу и все, что с ней связано. Как же знакомо нам чувство щемящей сердце грусти по беззаботному, весёлому и чудесному времени! 
  Известные мастера слова когда-то тоже были детьми и тоже учились в школе. Давайте вернемся на несколько десятилетий назад и посмотрим,  какими были школьные годы у  классиков русской литературы.

                                                        Александр Блок

 


  В 1889 году 9-летнего Сашу Блока отдали во Введенскую гимназию — «очень захолустную» и «страшно плебейскую», как охарактеризовал ее сам поэт позже. Учащиеся этого заведения с ранних лет приобщались к курению, прогулкам по пивным и любовным утехам.

 

    Александр Блок (второй справа во втором ряду снизу) во Введенской гимназии. 1896 год

 


  На фоне одноклассников Александр казался весьма невинным ребенком. Хоть он и не демонстрировал выдающихся успехов в учебе, зато отличался примерным поведением. Первый выговор в журнале напротив его фамилии появился в четвертом классе: «дневник без подписи». В пятом классе юноша не вписывал уроки в дневник, а в восьмом — пил чай в кофейне на Большом проспекте на перемене.

 


  Во время учебы во Введенской гимназии Блок начал писать стихи. После 7 лет, проведенных в стенах этого заведения, молодой литератор поступил на юридический факультет Петербургского университета.

 Владимир Маяковский

 


  В 1902 году 10-летний Володя Маяковский поступил в Кутаисскую гимназию. «Выдержанный, спокойный, скромный и уравновешенный ученик» — такую характеристику ему дал классный руководитель. Владимир действительно был одним из лучших в классе — особенно он демонстрировал успехи на уроках словесности и рисования. Однако с началом Первой русской революции молодой человек потерял интерес к учебе: в дневнике все чаще стали появляться двойки. «Перешел в четвертый только потому, что мне расшибли голову камнем (на Рионе подрался), — на переэкзаменовках пожалели», — вспоминал поэт позже.

 

Владимир Маяковский (третий слева во втором ряду) с учащимися 1 класса гимназии в Кутаиси. 1903 год

 


  В 1906 году, после смерти отца, семья Маяковских перебралась в Москву, и Володя поступил в 5-ю классическую гимназию.

 Анна Ахматова

 


  После одного года в Смольном институте, где царила атмосфера «вечной запертости и несвободы», 10-летнюю Анну перевели в Царскосельскую Мариинскую женскую гимназию, где она провела 4 года.

 

Анна Ахматова (вторая слева во втором ряду снизу) с ученицами Царскосельской Мариинской женской гимназии. 1905 год


  Мариинская Царскосельская гимназия считалась престижным учебным заведением для девушек. Но, несмотря на это, Ахматова гимназию невзлюбила. Лидия Чуковская в своей книге «Записки об Ахматовой» сохранила несколько воспоминаний. «Гимназия в Царском, где я училась, была настоящая бурса», — считала повзрослевшая Ахматова. О себе она отзывалась скромно: «Я была самая заурядная, тихая, обыкновенная гимназистка». По воспоминаниям поэтессы, учили здесь плохо: у некоторых преподавателей не было даже среднего образования. Доходило до того, что Анне приходилось брать частные уроки, чтобы готовиться к поступлению в Киевскую гимназию.

 


  Поэзией Ахматова увлекалась с детства и однажды принесла одноклассницам «Стихи о Прекрасной Даме» Блока. «И ты, Горенко, можешь всю эту ерунду прочесть до конца!» — заявила лучшая ученица класса.

 


  В Царском Селе Ахматова встретилась с Николаем Гумилёвым, который через несколько лет стал ее мужем. Он учился в седьмом классе Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. В 1912 году в память об их прогулках в парках Царского Села Ахматова написала посвящение супругу:

 В ремешках пенал и книги были,

Возвращалась я домой из школы.

Эти липы, верно, не забыли

Нашей встречи, мальчик мой веселый…

 Марина Цветаева

 


  Будущая поэтесса  училась в нескольких школах. В девять лет она поступила в Московскую четвертую женскую гимназию, но в следующем году вместе с семьей уехала в Европу: у матери нашли туберкулез, ей требовалось лечение. Цветаева продолжила обучение в немецком и французском пансионах. В 1906-м, после смерти матери,  вернулась в Москву и поступила в женскую гимназию имени Веры Павловны фон Дервиз.

 


  Школьная подруга Софья Леперовская вспоминала Цветаеву такой: «Очень живая, экспансивная девочка с пытливым взглядом серых глаз и насмешливой улыбкой тонких губ. Причесана под мальчика, с челкой, закрывающей высокий лоб. Смотрела на всех дерзко, вызывающе, не только на старших по классу, но и на учителей и классных дам». В гимназии Марина Цветаева училась хорошо, не прилагая особых усилий. «Оставаться долго в одной гимназии ей казалось скучным, и она вела себя так, что педагоги старались от нее избавиться, спешили перевести в другое учебное заведение», — писала Леперовская.

 


  Поэтесса приносила в школу и давала читать девушкам запрещенную литературу — книги Чернышевского, Белинского, Герцена… Марина была бунтарь. Начальство боялось ее влияния на соучениц, так как все считали ее выдающейся. Она была в гимназии нежелательна из-за своей революционности – она просто дышала революцией.  Однажды юную Цветаеву вызвали к директору и попросили одуматься. В ответ она заявила: «Горбатого могила исправит! Не пытайтесь меня уговорить. Не боюсь ваших предупреждений и никаких угроз. Вы хотите меня исключить — исключайте. Пойду в другую гимназию — ничего не потеряю. Уже привыкла кочевать. Это даже интересно».

 


  Марину отчислили за свободомыслие, чуть позже из гимназии Александры Самсоновны Алфёровой ее тоже исключили. В 1908 году она стала ученицей частной женской гимназии Марии Густавовны Брюхоненко и там получила аттестат. Будучи гимназисткой, Цветаева уже писала стихи. В 1910 году опубликовала первый сборник «Вечерний альбом», состоявший из школьных произведений.

 Сергей Есенин

 


  После земского училища в селе Константиново 13-летнего Сережу Есенина отправили в церковно-приходскую школу в Спас-Клепики, где обучались дети крестьян. Здесь ему сразу не понравилось, и несколько раз он убегал к родителям — конечно же, его возвращали обратно.

 

Сергей Есенин (в правом углу) с учениками церковно-приходской школы в Спас-Клепиках. Около 1910 года


  Есенин не отличался выдающимися успехами в учебе. Из всех предметов ему нравилась разве что словесность. Именно в Спас-Клепиках он начал писать стихи. Свою первую литературную работу — «Звездочки» — юноша посвятил учителю Евгению Михайловичу Хитрову.

 Михаил Шолохов

 


  В 1915-м Мишу устроили в гимназию в Богучарах в 120 километрах от станицы Вёшенской. Его поселили в доме законоучителя Тишанского, где он провел четыре года. Шолохов скучал по родному дому и много времени проводил за чтением книг и прогулками к Дону. Уже в первый год обучения в гимназии он начал писать. Когда к Тишанскому попала в руки тетрадь с рассказом о жизни Петра I, тот не поверил, что его автор — 10-летний ребенок.

 

Михаил Шолохов (сидит слева) с учащимися Богучарской гимназии. 1915 год

 


  В доме у законоучителя часто бывал директор гимназии, и Миша слушал разговоры о Бунине, Горьком, Куприне, Короленко. В 1918 году из-за военных событий будущий писатель покинул Богучары. Он поступил в 4-й класс Вёшенской гимназии, но и там ему не было суждено проучиться долго.

 Владимир Высоцкий


   Владимир Высоцкий несколько раз менял учебные заведения: сначала он посещал московскую школу № 273 на углу Первого Переяславского и Банного переулков, потом вместе с отцом-военным и мачехой уехал в немецкий город Эберсвальд, где демонстрировал успехи в языках и музыке. В пятом классе он снова вернулся в Москву и поступил в мужскую школу № 186.

 

 Владимир Высоцкий (за второй партой среднего ряда) с учащимися 7-Е класса Московской школы № 186. 1951 год

 


  За заграничную одежду, которую носил мальчик, его прозвали американцем. Он сидел за одной партой с Володей Акимовым, и вместе друзья написали роман по мотивам «Гиперболоида инженера Гарина» Алексея Толстого, который назывался «Аппарат IL» («Испепеляющие лучи»). Тогда же Володя начал сочинять стихи. Высоцкий был активным подростком: он состоял в комсомольском бюро, посещал театральный кружок, а в старших классах учился играть на гитаре.

 


  В 10-м классе Владимир стал заниматься в драмкружке при Доме учителя на улице Горького. Руководил кружком артист МХАТа Владимир Николаевич Богомолов. Однажды Нина Максимовна Высоцкая пришла туда на репетицию. Она так вспоминает о своем впечатлении от игры сына: «Володя изображал крестьянина, который пришел на вокзал и требует у кассирши билет, ему отвечают, что билетов нет, а он добивается своего. Я впервые видела его  на сцене и до сих пор помню свое удивление, настолько неожиданными были для меня все его актерские приемы. После репетиции я подошла к Богомолову и спросила (хотя уже знала ответ): «Может ли Володя посвятить свою жизнь сцене?» – «Не только может, но должен! У вашего сына талант», – ответил актер.

       


  Аттестат о среднем образовании Владимира Семеновича Высоцкого, полученный им 24 июня 1955 года, сообщает, что: «при отличном поведении» он «обнаружил следующие знания по предметам»:


Комментариев нет:

Отправить комментарий