вторник, 3 декабря 2019 г.

Мир особого детства: топ-10 книг об особенных детях


   Безусловно, каждый ребенок удивителен и индивидуален, но среди них есть дети, которые не такие, как все – с ограниченными физическими возможностями.  Мы называем их «особенными». Знаете, почему? Потому что у них необыкновенная сила воли, мужество и любовь к жизни – они занимаются спортом, путешествуют, поют, танцуют… Главное, они умеют радоваться каждой минуте. И не нуждаются в жалости, лишь ждут понимания и мечтают  об одном: чтобы на них смотрели, как на равных.
   Предлагаем книги,  которые не только рассказывают о проблемах особенных детей, но и помогают принять их.


  А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи». Эта история обычного австралийского школьника, привыкшего прыгать и бегать, мечтающего стать отличным наездником, как его отец. Но вдруг он оказывается прикованным к больничной койке, а потом и к костылям. Однако слово «калека» кажется Алану относящимся к кому угодно, только не к нему. Его мужество, сила духа и вера в справедливость помогают ему преодолеть свой недуг. Костыли никуда не денутся, но он не позволит им влиять на свою жизнь. Он будет скакать на лошадях, охотиться на кроликов с другими мальчишками и даже получит стипендию коммерческого колледжа в столице.

  Р.Дж. Паласио «Чудо».  Есть на свете пятиклассник по имени Август Пуллман. С одной стороны, он такой же как и другие мальчишки его возраста. А с другой, он совсем не такой как другие мальчишки. Во-первых, Август никогда не ходил в обычную школу – с первого класса с ним дома занималась мама. Во-вторых, Август перенес 27 операций. Из-за очень редкой, но иногда встречающейся генетической ошибки у Августа нет лица. Не пугайтесь. У него есть глаза и нос, рот и уши. Но все это перемешано на его лице так, что не сразу и разберешь. И с младенческого возраста Август привык к тому, что дети (да и не которые взрослые), бросив взгляд на его лицо, быстро отворачивались. И вот такой мальчик должен пойти в школу. В первый раз. К обычным детям.
  Это книга не о мальчике-инвалиде. Мальчике-без-лица. Мальчике-невидимке. Мальчике-шокирующем-окружающих. Это книга о том, как мужество, чувство юмора, доброта и дружба способны сотворить настоящее чудо. Поэтому она так и называется.

  Ш. Дрейпер «Привет, давай поговорим». Мелоди не похожа на большинство людей. Она не говорит и не ходит, и многие считают ее отсталой. Но у нее необыкновенная память: она помнит все, что когда-либо с ней случилось. Мелоди умнее взрослых, которые пытаются поставить ей диагноз, и умнее своих однокашников из интеграционного класса, она видит, чувствует и слышит то, что другие не замечают. Она радуется жизни, но только представьте, как тяжело ей приходится, и как бывает грустно и невыносимо. Девочка хочет, чтобы к ней относились как к человеку, а не диагнозу – ребенку с ДЦП. И она намерена доказать всем, что тоже чего-то стоит...

  С. Белл «СуперУхо». Школа и новые друзья — это всегда непросто. Еще сложнее в школе, когда тебе приходится носить гигантский слуховой аппарат. Чтобы это пережить, требуется настоящая суперсила. «Супергерои, возможно, очень крутые — но они другие, они отличаются ото всех. А когда ты другой, ты одинок». Как Бэтмен после подвигов возвращается в свою «бэтпещеру», Сиси чувствует, что живет в «сфере одиночества». Но, в конце концов, она приходит к другой мысли: «Наши отличия — это и есть наши суперспособности».
   В этом смешном и трогательном графическом романе автор и иллюстратор Сиси Белл рассказывает свою непростую историю взросления — от потери слуха, первого слухового аппарата и первого похода в спецшколу до обретения настоящих друзей и первой любви.

  М. Глейцман «Болтушка». Девочке Ро 11 лет, и она считает себя ужасной болтушкой. Она и в самом деле болтает без умолку, но только… про себя. С самого рождения ее горло устроено немного по-другому, и из-за этого девочка не может разговаривать вслух. А еще у Ро необычный и замечательный папа, который не похож на других пап — он не носит строгих костюмов и любит петь ковбойские песни. Это прекрасная история о том, как важно понимать и уважать того, кто не похож на тебя.

  М. Халаши «И вдруг раздался звонок…». 7-летняя Шарика перенесла тяжелое заболевание — детский паралич, она прикована к креслу и не может ходить. Но болезнь не заслонила от нее мир. Шарика тянется к людям, радуется тому, что придут гости, пытается представить, как играет с ребятами ее старшая сестра Габи, и с нетерпением ждет, не позвонит ли кто-нибудь в дверь. Ведь звонок в дверь всегда сулит что-то интересное.

  В. Крапивин «Самолёт по имени Серёжка». Рома Смородкин может всё, что и его сверстники: он учится, помогает по дому, играет, мастерит и замечательно рисует. Но несколько лет назад страшный случай усадил его в инвалидное кресло. Наверное, только поэтому у него до сих пор нет настоящего друга. А друг – это иная жизнь, где может случиться всё. Дружба сразу похожа и на полёт, и на сон, и на тайну – на невозможное.

  Э.Н. Болдуин «Еще немного времени». В центре повествования большая семья – папа, мама, три сестры и два брата. Четвертый ребенок в семье – Мэтти, у которого синдром Дауна. Такой ребенок в семье и для родителей, и для братьев и сестер – большая проблема и нелегкое испытание: «Дауненок хрупкий, ранимый, он будет во всем отставать от сверстников. Он может молчать и грустить, когда ты захочешь с ним пообщаться, и наоборот, шуметь и болтать без умолку, когда тебе захочется покоя и тишины. …некоторые люди, которые тебе были дороги и близки, вдруг отвернутся о тебя: отныне ты стала не совсем такой, как они. Для них теперь и ты тоже человек с ограниченными возможностями».
   На некоторое время Мэтти оказался в частном пансионе среди себе подобных. И все как будто бы неплохо складывается, можно жить легко и весело. Но что-то не так…Все заскучали без Мэтти.

  Е. Мурашова «Класс коррекции». «Жизненная сказка» про детей, отвергнутых обществом, которые живут, мечтают и надеются. Но все их мечты и желания сбываются в другом, параллельном мире. Реальный мир наполнен жестокостью.
 Повесть сильно выделяется в потоке современной отечественной литературы. Тема детей, отвергаемых обществом – умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Автор призывает своих читателей, и детей, и взрослых к совместной душевной и нравственной работе.

  Р. Эльф «Синий дождь». Эта небольшая психологическая повесть – о хрупкости телесного и душевного мира маленького человека. И о том, как легко этот мир разрушить. А еще — о дружбе, которая может сотворить чудо…
   Маленькая Саша собирается ехать в интернат для немых и глухонемых детей. Она не может говорить: «Когда-то давно умела немножко, как все маленькие дети. А потом, когда ей не было еще трех лет, ее очень испугал пьяный тракторист, переехавший на ее глазах перебегавшую через дорогу собаку, и с тех пор Саша молчала». Она стала «…«непонятной девочкой» даже для близких людей, а уж малознакомые старались совсем не общаться, вроде как даже побаивались ее немоты. Саша тоже сторонилась и детей, и взрослых». И живет в своем особом мире. Но у девочки есть друг «Самый лучший друг на свете»: сосед Саша (правда, совсем взрослый – мамин одноклассник). С его помощью девочка не только познает окружающий мир, но и вновь обретает возможность говорить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий