понедельник, 11 февраля 2019 г.

Александра Володин: «у времени в плену»


   100 лет назад появился на свет известный русский драматург, который умел находить героев там, где их никто не искал, Александр Моисеевич Володин (настоящая фамилия — Лифшиц). Он родился в один день с другим великим художником слова — Борисом Пастернаком. Строчка из стихотворения поэта «Ночь» ярко характеризует творчество и жизнь Володина: «Не спи, не спи, художник, не предавайся сну. Ты вечности заложник, у времени в плену».
   Александр Володин – человек с удивительным чувством юмора, который заставлял плакать и смеяться не одно поколение зрителей. Его пьесы продолжают ставить в театрах, а фильмы по его сценариям никогда не назовут старомодными.


   Биография будущего известного драматурга началась в Минске. Мальчик рано лишился матери. По его словам, Володин даже не помнил, как она выглядела и как умерла, а отец ушел к другой женщине, которая отказывалась принимать маленького Сашу. Когда ему исполнилось 5 лет, дальние родственники забрали ребенка к себе, но тесной духовной связи между ними так и не возникло, они не стали одной семьей. Лифшиц прожил у своего дяди, врача по профессии, до 16 лет.

   С самого детства Александр проявлял интерес к театральному искусству, в частности, к творчеству русского драматурга А.Н. Островского. Он покупал билеты на деньги, которые должен был тратить на школьные обеды. Наибольшее влияние на выбор профессии и жизненного пути оказал старший брат юноши, актер театральной студии имени Алексея Дикого.

   Однако, несмотря на увлечение искусством, из-за бытовых нужд (парню было необходимо жилье, а поступление гарантировало бесплатное место в общежитии) будущий сценарист Володин поступил в Московский авиационный институт в 1936 году. Он проучился там всего полгода, после чего окончил преподавательские курсы в городе Серпухове и проработал некоторое время учителем в подмосковной деревне Вешки.

   
   Юноша сразу почувствовал, что занимает не свое место. Его душа по-прежнему стремилась к театральному творчеству. Александр мечтал поведать всему миру о своих переживаниях, идеях и чувствах. Впоследствии так и вышло, именно мотив сокровенного стал ключевым на протяжении всего его писательского пути.

   Наконец, в 1939 году его желание  сбылось, он успешно сдал вступительные экзамены в ГИТИС, на театроведческий факультет. Но у военкомата были свои планы на Володина: спустя 2 месяца учебы ему прислали повестку в армию. По воле судьбы в этот момент кончились беззаботные дни Саши, впереди его ждали не только 2 года обязательной службы, но и 4 долгих, холодных года Великой Отечественной войны.
     На войне он был связистом гаубичного артиллерийского полка и сапёром, был дважды ранен, награждён орденом и медалями. Но никогда не кичился бесконечной военной дорогой, и если вспоминал, только смешное и забавное.
   
  В ГИТИС после демобилизации он не вернулся — поступил на сценарный факультет ВГИК. И после его окончания остался без работы — развернулась «борьба с космополитизмом», и человека с настоящей фамилией Лифшиц никуда не хотели брать. Работа нашлась в Ленинграде — редактора и сценариста на киностудии «Леннаучфильм», затем Александр Моисеевич был старшим редактором и членом худсовета «Ленфильма».

   В этот период, мучимый экзистенциальным кризисом и мыслями о несостоявшейся жизни, Володин выпустил первый сборник рассказов. Один из них – «Пятнадцать лет жизни» (1953) – полностью отразил его мрачное настроение. Персонажами его произведений стали «маленькие» люди со скромными амбициями, невысокими зарплатами и простыми профессиями, которые только недавно вступили во взрослую жизнь.

   Как драматург он дебютировал в 1955 году с пьесой «Фабричная девчонка», основной проблематикой которой было противостояние личности и коллектива. Она вызвала острую дискуссию на страницах журнала «Театр». За право поставить эту остросоциальную драму на сцене боролись разные театры. В итоге за год ее показали более чем на 40 сценах по всему СССР.  
  Так, с постановки пьесы «Фабричная девчонка» в Центральном театре Советской Армии началось театральное возрождение. Сцена заговорила человеческим языком, речь шла о проблемах, которые волновали зрительный зал. В пьесе Володин поднял вопросы, о которых в середине 50-х вообще не принято было говорить вслух. На сцене появились новые герои – обычные люди рядовых профессий со своими будничными каждодневными проблемами.


   Вторую пьесу, «Пять вечеров», поставил Товстоногов в БДТ. Спектакль стал большим событием в театральной жизни и города, и страны. После этой премьеры Володин стал одним из самых известных драматургов Советского Союза – и уж точно самым критикуемым. Своей известности он стыдился: «Я не хочу быть человеком из лимузина. Я хочу быть – как будто меня из трамвая только что выкинули». Еще раньше, до театральной славы, успешно начав литературную карьеру и наткнувшись на человека, который читал его книгу, он испытал такое острое и стыдное чувство, что тут же ушел.

  
  «Пять вечеров» перевернули умы. Спустя десятилетия Никита Михалков вернулся к этой пьесе и экранизировал ее – фильм по пьесе Володина стал одним из лучших в творчестве маститого режиссера.

  С 1962 года Володин увлёкся кинематографом, написав сценарий короткометражного фильма «Прошлым летом». Фильм «Звонят, откройте дверь» по володинскому сценарию получил приз «Золотой лев Святого Марка» на международной фестивале детских фильмов в Венеции. История пятиклассницы, влюбленной в пионервожатого, была придумана Володиным по просьбе Александра Митты. Тогда молодой режиссер просто позвонил известному драматургу и попросил написать сценарий.

   1970-е стали весьма насыщенными для Александра Моисеевича. Он сочинил сразу несколько успешных сценариев для кино – «Дочки-матери», «Портрет с дождем», «Смятение чувств». Вышли его самые популярные фильмы «С любимыми не расставайтесь», «Дульсинея Тобосская», «Назначение».
  В конце десятилетия состоялась премьера мелодрамы «Осенний марафон» режиссера Георгия Данелии. Картина приобрела культовый статус, ее разобрали на цитаты, она остается актуальной и по сей день.

  Всем даром Володин поддерживал высшую традицию русского слова — сострадать маленькому человеку. Кем только не примерялся стать: авиаинженером, артистом, сапером. А стал большим писателем, чьи пьесы и сценарии, кроме тихой утешающей мощи слова, обладали чем-то еще, что открывалось в паузах, промежутках между мизансценами и пейзажами. Володина всегда интересовали судьбы простых людей, их неустроенность, их стремление к чему-то высокому. Эти же темы звучат в его стихах и прозе, в основном мемуарного характера.

  Член Русского ПЕН-центра, творческого совета журнала «Драматург», редакционно-издательского совета альманаха «Петрополь» – Володин, помимо наград Великой Отечественной войны, был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, а также являлся лауреатом многих государственных, литературных и кинематографических премий. Кроме этого, он удостоился титула «Живая легенда Санкт-Петербурга».

  Александр Моисеевич умер 17 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге, где похоронен на Комаровском кладбище.

  Ежегодно в Санкт-Петербурге проходит фестиваль «Пять вечеров», посвященный памяти писателя и драматурга. Он считал себя великим грешником, а был великим праведником. Писал Володин так же, как жил – кровью сердца. Поэтому его произведения будут нужны всегда.


Простите, простите, простите меня!
И я вас прощаю, и я вас прощаю.
Я зла не держу, это вам обещаю.
Но только вы тоже простите меня!

Забудьте, забудьте, забудьте меня!
И я вас забуду, и я вас забуду.
Я вам обещаю, вас помнить не буду,
но только вы тоже забудьте меня!

Как будто мы жители разных планет.
На вашей планете я не проживаю.
Я вас уважаю, я вас уважаю,
но я на другой проживаю. Привет!










Комментариев нет:

Отправить комментарий