воскресенье, 5 августа 2018 г.

В.И. Лебедев-Кумач: судьба поэта


   120 лет назад родился один из самых известных советских поэтов-песенников Василий Иванович Лебедев-Кумач. Песни, написанные на его стихи, распевал весь Советский Союз. Госпремия, благоволение Сталина, избрание депутатом в Верховный Совет РСФСР, что еще можно было желать в то время? Но только на первый взгляд жизнь поэта – это сплошной триумф.

   Василий Лебедев (именно так звучит его настоящая фамилия) родился в семье бедного сапожника и портнихи. Когда в России началась революция 1905 года и начались бои в Москве – это стало одним из самых сильных впечатлений детства, и в этот год Василий написал свои первые стихи.


   В 1908 году он начал учиться в первом классе городского реального училища. Василий рассказывал: «А учиться мне было трудно. Отец умер, когда я учился только в третьем классе. А когда поступил в гимназию, стало еще труднее: нечем было платить за право учения, плата же немалая. Была в гимназии только одна стипендия – имени историка, профессора П.Г. Виноградова, предназначенная для лучшего ученика. Очень хотелось получить эту стипендию, напряг все свои силенки и победил. Стало немножко легче. Через год приехал в Москву из Лондона профессор Виноградов, меня ему представили. Обрадовался профессор, что у меня по истории годовая отметка была пять с плюсом. И увеличил стипендию на 100 рублей в год – на экипировку. Но эту дополнительную сотню я получил лишь один раз, так как историк в дальнейшем «забыл» высылать обещанную прибавку. А когда в первую мировую войну погиб мой старший брат, жить стало вновь труднее. Бегал по богатым квартирам, давал уроки по русскому языку и латыни. Кончил гимназию с золотой медалью. В 1917 году поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но закончить не смог – революция и гражданская война сделали меня поэтом-агитатором».

   Вместе с Владимиром Маяковским юный поэт работал в военном отделе «АгитРОСТА». Основной чертой поэзии Лебедева в это время стало соединение ораторских лозунгов с песенным строем стиха. В 20-е годы поэт работал также для эстрады – сочинял куплеты, сценки, частушки, лозунги для агитпоездов.
  С 1922 года сотрудничал с «Рабочей газетой», «Крестьянской газетой», «Гудком», журналом «Красноармеец», позднее с журналом «Крокодил», в котором проработал 12 лет. В этот период поэт создал множество литературных пародий, сатирических сказок, фельетонов, посвященных темам хозяйства и культурного строительства.


  Псевдоним «Кумач» стал частью официальной фамилии поэта. Вот что он рассказывал: «Героика того времени, кумачовые повязки красноармейцев, кумачовые банты и флаги подсказали мне литературный псевдоним — Кумач, который навсегда слился с моей фамилией (а весной 1941 года при очередной перемене паспорта я просил Главное управление милиции вписать мой псевдоним в паспорт)».

   Слава поэта-песенника к Василию Лебедеву-Кумачу приходит в 30-е годы. Отправной точкой можно считать его знакомство с Леонидом Утесовым на рубеже 1920-1930-х годов. Утесов иногда заказывал ему тексты для своих эстрадных песенок. Во время съемок музыкальной кинокомедии «Веселые ребята» он, будучи исполнителем главной роли, предложил Лебедева-Кумача в качестве автора песен к будущему фильму. Имя Василия Ивановича в ту пору было мало кому известно, и кандидатуру отвергли. Но Леонид Осипович все-таки обратился к Лебедеву-Кумачу с просьбой написать слова на уже готовую мелодию Дунаевского. Так родился знаменитый марш «Нам песня жить и любить помогает…» Услышав песню, режиссер картины Александров воскликнул: «Как это здорово! Как ударно! Кто это написал?»
  В домашнем архиве сохранилось письмо Дунаевского Лебедеву-Кумачу: «Дорогой друг, нам обязательно нужно работать вместе. Ваше участие в картине для меня залог успеха». Когда Григорий Александров приступил к съемкам своего следующего фильма — «Цирк», — авторы песен были определены уже заранее.

  Ключевой песней картины стала «Песня о Родине»:

Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!

  Писал ее Василий Иванович ночью на коммунальной кухне под веревками с мокрым бельем, среди примусов и керосинок. Другого места и времени для работы у него не было. В единственной комнате, которую занимала семья, спала 6-летняя дочка, и нельзя было курить.

   31 декабря 1936 года вышел указ о награждении создателей кинофильма «Цирк». Среди прочих была указана фамилия Лебедева-Кумача, удостоенного ордена Трудового Красного Знамени.

  В 30-е годы Василий Иванович становится признанным лидером поэтов-песенников. Им написаны тексты песен к кинофильмам «Веселые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга». Прошло уже много лет с момента выхода любимых всем народом кинокомедий, но песни, написанные на стихи Лебедева-Кумача, продолжают жить среди нас: они звучат по радио, их поют новые исполнители, с ними знакомо уже не одно поколение людей нашей страны.


  Юмор, жизнелюбие, задор – вот чем покорил Лебедев-Кумач песенную аудиторию. Сейчас его сочинения назывались бы хитами, а тогда это были просто популярные всенародно любимые песни, которые распевали все от мала до велика. Парадокс в том, что поэт, отмеченный тогдашним правительством, писал стихи, в которых идеология как таковая не присутствовала. 

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,
Постарайся – позабудь про докторов.
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!

  В его стихах звучат и романтические мотивы, наивно-трогательные, подкупающие оптимизмом и верой в добро как в песне «Ветер» из кинофильма «Дети капитана Гранта»:

Кто привык за победу бороться,
Вместе с нами пускай запоет!
Кто весел – тот смеется,
Кто хочет – тот добьется,
Кто ищет – тот всегда найдет!

  А чью душу не трогает проникновенный лиризм его песен, таких, как, например, «Песня Кости» из кинофильма «Веселые ребята»!

Как много девушек хороших,
Как много ласковых имен!
Но лишь одно из них тревожит,
Унося покой и сон,
Когда влюблен.
Сердце, тебе не хочется покоя!
Сердце, как хорошо на свете жить!
Сердце, как хорошо, что ты такое!
Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!

  Песни эти уже живут своей жизнью. Можно не знать их автора, но слова многих из них на слуху и в наши дни:

А ну-ка, девушки!
А ну, красавицы
Пускай поет про нас страна,
И звонкой песнею
Пускай прославятся
Среди героев наши имена!

или:

Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля,
Просыпается с рассветом
Вся советская земля.

  Поэту удалось подняться и до высокого трагизма в песне «Священная война», написанной 24 июня 1941 года:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна.
Идет война народная,
Священная война!

  Под эту песню уходили на фронт, погибали, защищая Родину, совершали подвиги. Она стала поистине народным произведением, как и многие другие стихи поэта.

  Интересна история создания этой одной из самых знаменитых песен времен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
  Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евгения Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать...

  Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
  – Будем разучивать новую песню – «Священная война».
 
   Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
  Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
  Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
  Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
   «Священная война» звучала и во многих странах мира. Несколько лет назад Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова был на гастролях в Канаде. Эта песня не входила в его концертную программу. Но 9 мая в честь праздника Победы артисты решили начать концерт «Священной войной», хотя не чувствовали особой уверенности, что песня дойдет до слушателей: уж больно далеки они были от событий второй мировой войны. Успех был ошеломляющий. На следующий день местные газеты сообщали, что русские отметили День Победы песней, с которой они начали долгую и тяжелую дорогу к Берлину, к победе. В этом они были правы.

  Кстати, еще в марте 1941 года Лебедев-Кумач за тексты к общеизвестным песням получил Сталинскую премию, которой распорядился, как настоящий патриот – всю сумму до копейки, как только началась война, перевел в Фонд обороны.
  В победу в великой войне Лебедев-Кумач внес свой вклад  не только песней, но и непосредственным участием в военных действиях в рядах военно-морского флота. Местом его командировки стал Северный флот. Поэт был корреспондентом фронтовой газеты, выходил в море, участвовал в боевых действиях и продолжал писать стихи. Он пришел с фронта, награжденный тремя орденами и несколькими медалями.

  Однако в последующие годы его здоровье заметно пошатнулось, он перенес несколько инфарктов. У Василия Ивановича с юности было больное сердце, а многолетняя работа на износ и война усугубили болезнь. В 1947 году после второго инфаркта врачи посоветовали ему пожить за городом. Уехал на дачу и принял решение в Москву больше не возвращаться. Два последних, самых печальных и одиноких года жизни он провел в обществе любимой собаки и кота. Вел дневник, начал работать над автобиографической прозой. В письме к дочери написал: «Сознание очищается от шелухи и ила. Многое в душе обдумалось и улеглось. Так хочется писать хорошие, нужные людям вещи! И несколько тем уже вырисовывается. Но все это за тысячи верст от «газетчины».

 
    Всё изменилось в 90-х – Лебедева-Кумача обвинили в плагиате. В прессе появилась статья о том, что песня «Священная война» была написана в годы Первой мировой войны учителем словесности из города Рыбинска, а Лебедев-Кумач спустя тридцать лет присвоил себе авторство. Якобы текст был сочинён во время Первой мировой, в 1916 году, и в 1937 году отправлен по почте Василию Ивановичу, а в 1939 году Боде умер, так и не дождавшись ответа.

  Аргументом в пользу этой версии стало то, что в изданной в 1968 году «Истории советской литературы» приведена фотокопия рукописи «Священной войны» без исправлений. По версии разоблачителей, это означало отсутствие «мук творчества» и плагиат. При этом рукописей Александра Боде и свидетельств публичного исполнения произведения тоже найдено не было. Никаких прямых доказательств версии о плагиате так и не было найдено.

  В качестве доказательств обратного можно привести черновик песни, хранящийся в Российском государственном архиве литературы и искусства. На нём видны помарки, замены и исправления.

   
    Исследователь песенного творчества Лебедева-Кумача Юрий Бирюков в своей книге «Всегда на страже» отмечает, что стихи «написаны карандашом, как всегда у Кумача». Кроме того, он приводит рассказ экс-редактора «Красной звезды» Давида Ортенберга о том, как искали стихи для первого номера газеты. Обзвонили всех поэтов, но нашли только Кумача. Тот пообещал до утра что-то написать. На следующее утро Лебедев-Кумач принёс стихи, и они сразу ушли в набор. По словам Ортенберга, ему врезалось в память заглавие стихотворения – «Священная война».


  В 1998 году появляется очередная статья, называющая поэта плагиатором. Тогда его внучка, Мария Деева, подала в суд иск о защите чести и достоинства. Заседания многократно переносились и затягивались, но в итоге суд признал авторство песни за Лебедевым-Кумачом, и в 2000-м газета опубликовала опровержение своих материалов. Таким образом, в этой истории была поставлена окончательная точка.

   Но, к счастью,  все эти бури Лебедева-Кумача не затронули. Он умер 20 февраля 1949 года, а его поэзия любима до сих пор.





Комментариев нет:

Отправить комментарий