суббота, 28 июля 2018 г.

В.Г. Короленко: неутомимый искатель истины


   27 июля исполнилось 165 лет со дня рождения известного русского писателя, публициста и общественного деятеля Владимира Галактионовича Короленко, которого современники  нарекли «живой совестью русского народа». Его литературное наследие велико и многообразно. Писатель яркого и большого демократического дарования, он вошёл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов и художественных очерков. Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм. «Делай, что должно, и пусть будет, что будет», — вот девиз, которому писатель следовал всю жизнь, не оглядываясь на последствия.
  Короленко многим известен только как автор легендарной повести «Дети подземелья», но десятки интересных фактов из его жизни таятся в мемуарах современников, вдали от школьной программы.


   Будущий писатель родился в тихом живописном украинском городке Житомире в семье юриста. Отец его отличался необычайной честностью и справедливостью, подкупить его было невозможно. Такую же бескомпромиссность он привил и своему сыну. Именно честность и открытость сыграла в его жизни столь важную роль, и все наиболее интересные факты из жизни Короленко связаны именно с его неприятием лжи и несправедливости, где бы они ему ни встречались. Писатель никогда не шел вразрез со своей совестью.

   Короленко с ранней юности мечтал о карьере юриста, очень хотел стать адвокатом, как и его отец. Но отец рано умер, у семьи остались долги, поступить на учебу в университет не получилось — надо было содержать мать и младших детей. И все же, следуя своим жизненным принципам, он не мог остаться в стороне наиболее ярких и запутанных судебных процессов, часто просто вырывал невиновных из лап правосудия.

   В 1871 г. юноша поступил в Технологический институт в Петербурге, а через три года перевелся в Москву. Здесь Короленко увлекся народническими идеями, участвовал в студенческом движении, был исключен, выслан в Кронштадт, и с этого времени потянулась долгая череда ссыльных его лет. Университет писателю так и не пришлось закончить.

   Когда  на престол вошел Александр III, все политические ссыльные должны были подписать присягу на верноподданство новому императору. Это была формальность. Однако Короленко присягу не подписал – последовал новый арест, трудный путь в Восточную Сибирь, тюрьмы  и, наконец, поселение в отдаленном районе Якутской области.
   Долгие месяцы той якутской ссылки были наполнены трудом: Короленко изучал быт людей, записывал фольклор, пытался сам сочинять. Произведения, написанные тогда – рассказы «Сон Макара», «Соколинец», «Лес шумит», повесть «В дурном обществе» –  принесли ему известность.



   Здесь проявился еще один талант писателя — он делал совершенно блестящие карандашные рисунки — природу, людей, все, что его окружало. Знакомые ссыльные восхищались его работами, но сам он относился к своим работам снисходительно, художником себя не считал, а рисунки называл зарисовками и набросками.

   Время с 1885 по 1895 год считается самым плодотворным в карьере литератора. Здесь в полной мере раскрылся его талант, спровоцировав интерес со стороны читающей публики всей России.

  При упоминании имени Короленко многие вспоминают о рассказе «Дети подземелья», которого нет ни в одном собрании сочинений Владимира Галактионовича, потому что такого рассказа он не писал. 
  У него есть повесть «В дурном обществе», которую сократили специально, чтобы познакомить с этим произведением детей. Причем сделано это было без участия писателя, который сетовал, что юные читатели познакомятся с его творчеством в сильно усеченном виде. В 1916 г. он писал: «А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в обкромсанном виде, а потом получать его в полном».

   Творческое наследие Короленко весьма обширно, а его деятельность не ограничивается только литературой. Короленко был страстным публицистом, много лет он выступал в качестве добровольного правозащитника. 
  Защищал крестьян-удмуртов, обвиненных в ритуальном убийстве, выступал против еврейских погромов и военных судов. Во время голода 1892 г. Короленко открыл в Лукояновском уезде 45 столовых для бедных и лично следил за распределением продовольствия.

   Короленко очень много писал: может быть, больше даже как публицист, а не прозаик. Он был, безусловно, мастером художественного слова, но отклики на злободневные общественно-политические события часто вытесняли другие его писательские планы. К сожалению, его многие художественные произведения остались незаконченными. О публицистике писатель говорил, что она для него — способ непосредственно влиять на жизнь, защищать права и достоинства человека всюду, где это можно сделать при помощи пера.



  1886 год был ознаменован для Владимира Короленко женитьбой на Евдокии Ивановской. Они были знакомы задолго до свадьбы и стали счастливой семейной парой. Для писателя этот брак был единственным. 
   В этом же году свет увидело первое издание книги Владимира под названием «Очерки и рассказы», которое включало несколько сибирских новелл. Затем были опубликованы «Павловские очерки», написанные в период пребывания Короленко в селе Павлово. Основной их темой стало описание тяжелого положения, в котором находились кустари-металлисты села, задавленные нищетой.

   Вышедшие следом за первыми сборниками книги «Сон Макара», «Слепой музыкант», а также «В дурном обществе» вызвали настоящий восторг у читателей. В качестве основного материала, использованного писателем, выступили его детские воспоминания и впечатления об Украине. Тяжелый период репрессий и философских раздумий обогатил прошлые наблюдения социальными выводами, придав работам зрелость и правдивость.

  Следующие годы писатель посвятил путешествиям. При этом им были посещены не только края обширной России, но и Америка. В начале 90-х годов Владимир посетил Всемирную выставку в Чикаго. Впечатления от поездки и собранный материал позволили ему написать рассказ «Без языка», который фактически стал романом, повествующим о жизненном пути украинского переселенца в Америке. Произведение увидело свет в 1895 году, принеся Владимиру Короленко славу не только на родине, но и за океаном. Эту и другие его книги начинают переводить на иностранные языки.

  Не все знают, что выражение «фабрика смерти», которое часто применяю к нацистским концлагерям, принадлежит Короленко. Только он имел в виду знаменитые бойни в г. Чикаго. Он побывал в Америке  и поразился, что эти бойни считаются местной достопримечательностью, как великолепно отлаженный конвейер, что туда приводят детей полюбоваться на работу мясников. А мясники еще и привыкли вымогать у посетителей чаевые. Очерк под названием «Фабрика смерти» был написан в 1895 г.

   В 1900 г. Короленко был избран в Академию наук почетным академиком по отделению изящной словесности. На адрес журнала «Русское богатство», в котором он сотрудничал, пришла телеграмма: «Прошу редакцию поздравить Владимира Галактионовича Короленко с переходом его из дурного общества в самое избранное». Однако академиком Короленко пробыл всего 2 года. В 1902 г. он выдвинул кандидатом в почетные академики Максима Горького. 1 марта Горький был избран. Однако Николай II в письме на имя министра народного просвещения выразил «глубокое возмущение» избранием. Академия отменила результаты выборов. В знак протеста Короленко и Чехов сложили с себя звания академиков. В марте 1917 г., уже после свержения самодержавия, почетный академик Н.Д. Овсянико-Куликовский прислал Короленко письмо с просьбой дать согласие баллотироваться в академики. Писатель ответил отказом.
  В конце 90-х годов писатель переселился в Полтаву, в которой и остался до конца жизни. Здесь, на хуторе Хатки, у него была дача. В течение многих лет Владимир и его семья приезжали в этот дом на лето. Сегодня здесь музей.

   В Полтаве началась работа над величайшим произведением, которое должно было объединить в себе всю мораль жизни самого Короленко. «История моего современника» - именно так Короленко назвал свою последнюю книгу. Однако «лебединая песнь» так и не была спета. Произведение осталось незавершенным. Писатель умер от воспаления лёгких на самом пике кульминации рассказа.
  Провожать его пришёл весь город. Но вдова попросила, чтобы речей не произносили, и с Владимиром Галактионовичем прощались в тишине. Наверное, каждый думал о своём. И впору согласиться с утверждением критика А. Горнфельда, который работал с Короленко долгие годы, что он сам, его жизнь и существо – это лучшее произведение писателя. И вряд ли кто станет оспаривать это мнение.




Комментариев нет:

Отправить комментарий