суббота, 21 июля 2018 г.

Ганс Фаллада: борьба за жизнь


   21 июля исполняется 125 лет со дня рождения известного немецкого писателя Ганса Фаллады (настоящее имя - Рудольф Вильгельм Фридрих Дитцен), который входит в когорту европейских классиков ХХ века и которого критики порой называют «Достоевским без метафизики». Темы  его романов – жизнь маленького человека в Германии времен Веймарской республики, тяжёлой инфляции, прихода фашистов к власти.
   Тексты Фаллады могут служить пособием по изучению жизни Германии в 20-х, 30-х и 40-х годах. Что же касается его личности, то она во многом осталась загадкой даже для друзей писателя.


  Ганс Фаллада был выходцем из семьи судейского чиновника – человека сурового, педантичного, задавленного мещанскими предрассудками. Довольно рано будущий писатель почувствовал, что ему не по себе в черствой и бездушной обстановке семьи. Уйти от постылой жизни, забыть ее ему помогают книги. Писатель так вспоминал о своем увлечении чтением:
  «В одиннадцать или двенадцать лет я приобщился к Флоберу и Золя, Доде и Мопассану… Затем я открыл Чарлза Диккенса, и я еще и сейчас читаю и перечитываю его «Копперфилда» с увлечением. Как только я вспоминаю об этих книгах, которые я открыл для себя, я чувствую— они постоянно живут во мне. И, конечно, русские — «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

   Жизнь Фаллады была трудной: он испытал и муки безработицы, и перебивался на грошовой работе, и даже побывал за небольшую растрату в тюрьме. По личному опыту ему хорошо известна тяжкая участь «маленького человека» в буржуазном обществе, который станет главным героем его произведений. Впоследствии в автобиографической заметке «Как я стал писателем» Фаллада отмечал, что важную роль в его писательской судьбе сыграла близость к народу.

   Его книги начали появляться в печати в 20-х гг., но первое признание принес ему роман «Крестьяне, бонзы и бомбы», в котором описано восстание задавленных налогами крестьян провинции Гольштейн, происходившее в 1929 г. Фаллада присутствовал в качестве репортера на судебном процессе, где разбиралось дело гольштейнских повстанцев. Все услышанное настолько потрясло его, что он решил написать об этом книгу. Вымысел сочетался в ней с документальностью репортажа. В этом романе Фаллада выступает прекрасным рассказчиком, художником, который создает жизненно достоверные характеры.

   Широкую писательскую известность принес Фалладе роман «Что же дальше, маленький человек?» (1932), переведенный на многие иностранные языки и дважды экранизированный. Заслуженный успех этого произведения объяснялся тем, что автор необычайно проникновенно изобразил драматическую судьбу «маленького человека», который живет в чужом и враждебном ему мире, раздираемом непримиримыми противоречиями. Герой Фаллады выглядит затравленным и беспомощным перед лицом непонятной ему общественной стихии. Автор с большой тонкостью и наблюдательностью умел живописать душевный мир, психологию «маленького человека», издерганного жизнью и растерянного.

   Успех романа  позволил автору с женой и родившимся в 1930-м году сыном обрести материальную независимость. Ганс Фаллада купил уединённо стоящий дом на берегу Карвитцерского озера и с энтузиазмом взялся за обустройство нового владения. Годы, прожитые в Карвитце, были самыми плодотворными: за одиннадцать лет Фаллада написал 13 книг. Он мало спал и писал с утра до вечера. Никто из домочадцев не смел наступать на скрипящую ступень лестницы, ведущей на второй этаж, где в одной из комнат работал хозяин.

  Как отметил Ганс Фаллада в конце своего пути, «Я пишу и пишу, каждый час дня и ночи. Сижу ли я за письменным столом или гуляю, всё это – работа. Вся жизнь для меня – книга. Это должно быть так, это не может быть иначе, и потому я стал тем, кем стал».

   Еще более мрачный и безнадежный колорит господствует в романе «Кто однажды отведал тюремной похлебки...» (1934). Герой этой книги –  тоже «маленький человек», с которым судьба обошлась еще более сурово. Он — правонарушитель, посаженный за растрату в тюрьму. Отсидев положенный срок, он вышел на свободу с решением жить по-другому, честно. Но на него и ему подобных смотрят с недоверием, как на закоренелых преступников.

   В годы фашистской диктатуры Фаллада оставался в Германии. Он не поддерживал гитлеризма и находился в своеобразной «внутренней эмиграции». Но, не принимая нацистской идеологии, он не боролся против фашизма, пытаясь сохранить подобие какого-то нейтралитета. Нацисты относились к Фалладе с недоверием: гуманизм писателя находился в противоречии с их человеконенавистнической идеологией. Его роман «Кто однажды отведал тюремной похлебки...» был запрещен, как и некоторые другие его книги, а сам писатель в 1933 г. оказался за решеткой за «неуважение» к режиму.

   Как ни пытался Фаллада сохранить свою писательскую независимость, атмосфера фашистской Германии неблагоприятно сказалась на его творчестве. Реализм его произведений слабеет, социальная проблематика глохнет, усиливаются черты сентиментальной идиллии, натурализма.

   В числе немногих произведений этой поры, в которых писателю удалось достичь высокого реалистического мастерства, в первую очередь следует назвать роман «Волк среди волков» (1937). Это произведение представляет собой широкое эпическое полотно, изображавшее Германию 1923 года, одного из драматических моментов современной немецкой истории.
   В этом романе особенно наглядно проявилась сила и слабость реализма писателя. С одной стороны, это беспощадное и правдивое обличение уродства собственнического мира, с другой — незнание путей выхода из тупика, в котором оказалось буржуазное общество.

   В 1945 году, после разделения Германии на оккупационные зоны Фаллада оказался в советской части. Первое время он пользовался авторитетом у властей и даже был назначен бургомистром города Фельдберг. Последние годы писатель провёл в различных лечебницах, где с невероятной скоростью и были созданы его последние произведения.

   Творческий путь Фаллады завершает роман «Каждый умирает в одиночку» (1947), написанный после разгрома гитлеризма. В этом романе писатель впервые получил возможность высказать свое откровенное мнение о фашизме и той роковой роли, которую он сыграл в судьбе немецкого народа. Сильное впечатление оставляет воссозданная в романе атмосфера подозрительности и доносов, господствовавшая в фашистском рейхе, где, по словам писателя, «весь воздух провонял предательством».
   Появление романа «Каждый умирает в одиночку» свидетельствовало о начавшемся идейно-художественном подъеме в творчестве Фаллады, но преждевременная смерть оборвала жизнь писателя. В 1947 году Ганс Фаллада скончался от остановки сердца во время очередного реабилитационного курса.




Комментариев нет:

Отправить комментарий