среда, 4 июля 2018 г.

Франц Кафка: человек-загадка



   3 июля исполняется 135 лет со дня рождения Франца Кафки – одного из самых ярких и неординарных представителей европейской литературы ХХ века. Его творчество, оказавшее мощное влияние на литературу прошлого столетия, удивительно глубоко и многогранно. Стиль неповторим и своеобразен. Его произведения, написанные на грани реальности и абсурда, и сегодня продолжают завораживать читателей причудливым переплетением правды и вымысла.
   Автор странных произведений и жизнь прожил странную. Однако, изучая биографию Кафки, можно понять, как в его голове рождались все эти невероятные, но пугающие и безысходные миры.


   Будущий писатель родился в Праге в еврейской семье. Кафке национальность доставила немало проблем — в Праге той эпохи нередко происходили еврейские погромы. «Весь день я провел на улицах, купавшихся в антиеврейской ненависти», — сообщал Кафка в письме, говоря, что единственное спасение — побег из города.

  Абсурд ситуации заключался ещё и в том, что чешский еврей писал на немецком языке, который в Чехии большинство ненавидело. Более того, Кафка даже становится символом Праги — города, который он любил, но при этом отождествлял его со злом, высосавшим из него все силы. Как написал один из немецких прозаиков после смерти Кафки, тому повезло, что он так рано скончался от туберкулеза и не видел, как его собратьев сгоняют в лагеря, сжигают заживо, хоронят живыми в общих могилах.


  У Кафки было два младших брата и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались до того, как Кафке исполнилось 6 лет. Все три сестры писателя погибли во время Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях в Польше.

   Несмотря на то, что дед Кафки был мясником, сам писатель стал вегетарианцем. Его пугали туши убитых животных, сам их вид повергал Кафку в очередную депрессию.
   Как пишут исследователи, в роду Кафки все отличались великанским ростом. Рассказывают, что дед Якоб Кафка, мясник в Воссеке, мог поднять мешок с мукой зубами. В этой семье все были рослыми, даже сестры Франца. А сам он стыдился своего высокого роста, из-за которого чувствовал себя не сильным, а хилым, неуклюжим и смешным. Писатель страдал пониженным давлением, головными болями, мигренями, бессонницей,  очень стеснялся своего тела.

   Франц вырос в атмосфере одиночества и деспотизма отца, что отразилось на всем его творчестве и здоровье. Посещал начальную школу, а потом гимназию, которую закончил в 1901 году.

 

  
    Всю свою жизнь разрывался между писательством и юриспруденцией. Как он писал, всё, что связано с не литературой, кажется ему совершенно бессмысленным, бесполезным, пустым. Но отец-деспот заставил своего забитого, всего боящегося сына выучиться на юриста и даже получить докторскую степень по юриспруденции. Получив блестящее образование, Кафка устраивается работать скромным клерком страхового общества. Работу свою ненавидел, но, видя по долгу службы, какие бывают случаи на стройках и в промышленности, изобрел и внедрил жесткую каску для рабочих. За что был удостоен памятной награды от города.

         
         На страницах своих художественных произведений Кафка воссоздал самого себя. «У меня нет интереса к литературе, - писал Кафка, - литература - это я сам». При жизни он опубликовал всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую долю его работ. Творчество автора, особенно его романы, вызвало внимание и интерес общественности уже после его смерти. Он собственноручно опубликовал четыре сборника - «Созерцание», «Сельский врач», «Кары» и «Голодарь», а также «Кочегар» - первую главу романа «Америка» («Пропавший без вести») и несколько других коротких сочинений. Но наиболее  известными произведениями стали романы «Америка» (1911-1916), «Художник голода» (1924), «Процесс» (1925), «Замок» (1926), повесть «Превращение» (1915), рассказ «Приговор» (1913).
  Рассказы и размышления писателя — отражение его собственных неврозов и переживаний, которые помогали ему преодолеть свои страхи. Его  романы «Америка», «Процесс» и «Замок» так и остались незавершенными.

   Замок» Франца Кафки признан одной из главных книг XX столетия. Сюжетный рисунок романа – поиски дороги, ведущей к Замку – весьма прост и одновременно предельно сложен. Каждое новое прочтение «Замка» — это новый рисунок пути, которым бредет в лабиринте романа читательское сознание…

   Отношения Кафки с женщинами были более чем странными. Несмотря на то, что влюблялся писатель очень часто, он женщин боялся. До 26 лет был девственником. Позже в его жизни появилась Фелиция Бауэр, девушка совершенно некрасивая, о чем Кафка заявил ей при первой встрече. В течение четырёх лет он два раза делал Фелиции предложение руки и сердца. Бауэр оба раза отвечала согласием, а вот Кафка так и не решился жениться. Реальная жизнь с женщиной его привлекала мало, его больше манила эпистолярная романтика. Переписка Фелиции Бауэр и Франца Кафки поражает своей чувственностью, страстью, фантазиями, поэтому для многих юных девушек их письма были лучше самого любовного романа.
   За время отношений с Бауэр Франц написал немало произведений: «Кочегар», главы из романа «Америка», «Превращение», «Приговор». К сожалению, такой романтизм устраивал только писателя, а Фелиция откровенно давала понять, что хочет семью и детей. И все же отношения закончились вовсе не из-за нерешительности Кафки вступить в брак. Состоя в «эпистолярной любви» с Бауэр, Кафка влюбляется в ее подругу Фелиции Грету Глох, но пытается это скрыть... Закончилось все это тем, что женщины устроили прилюдную выволочку писателю.

  Жениться по-настоящему Кафка решил только в 40 — на 19-летней Доре Диамант, которую он встретил на одном из еврейских мероприятий. Через 3 недели они стали жить вместе в Берлине. Дальше Дора поехала вместе с Францем в пригород Вены, где находилась туберкулезная больница, в которой лечился Франц.

   Кафка написал отцу любимой, умоляя как можно быстрее благословить их брак. Но родня Доры решила, что 40-летний писатель, который скоро умрет от туберкулеза, не лучшая партия для молодой девушки. Через одиннадцать месяцев после знакомства с Диамант писатель скончался у Доры на руках.

   Перед смертью Кафка отдал все свои еще неизданные произведения другу Максу Броду и клятвенно попросил всё сжечь. На этих страницах отражены страхи, фобии писателя и попытки справиться с мучающими его чувствами. Брод просьбу не только не выполнил, но и всячески способствовал публикации наследия Франца Кафки и его продвижению. Большая часть произведений Кафки, таким образом, была издана уже после смерти автора.



   Сегодня в Праге есть Дом-музей Кафки, где собраны все его произведения.

   Также в Праге установлен очень необычный памятник, изображающий писателя на плечах у гигантского костюма, в котором отсутствует тот, кто его должен носить. Памятник отсылает к одному из произведений Кафки «История одной борьбы». Это история о человеке, который верхом на плечах другого человека бродит по улицам Праги.

   В самом центре чешской столицы присутствует и огромная скульптура «Голова Франца Кафки». Собственно голову составляют 42 диска, способных вращаться в разных направлениях. Вес этих дисков составляет 38 тонн, всё остальное приходится на электрооборудование, в частности, на электрические провода общей протяжённостью более 1 км. Диски, установленные в первоначальном, заданном положении, формируют собой портрет Франца Кафки в трёхмерном пространстве.
  Кто знает, что именно хотел подчеркнуть автор скульптуры, знакомый с творчеством Кафки. Ведь о природе этого творчества до сих пор не утихают споры специалистов. Абсурд, безысходность и страх, пронизывающие произведения Кафки, трудно поддаются толкованию.
  Творчество Кафки пытались втиснуть в какую-нибудь из известных литературных или философских школ, но он слишком индивидуален, чтобы это можно было сделать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий