вторник, 13 февраля 2018 г.

Жорж Сименон: мэтр детективной литературы

   115 лет назад родился известный французский писатель бельгийского происхождения, мэтр детективной литературы Жорж Сименон, автор легендарных романов о комиссаре Мегрэ. С его именем  связано особое направление  детективного жанра — социально-психологический детектив.
   Сименона, с одной стороны, можно назвать писателем счастливым и состоявшимся. А с другой — заложником образа, столь удачно им созданного, что стало причиной его вечного неудовлетворения и недовольства собой.


   Будущий писатель родился в небогатой семье служащего страховой компании и продавщицы. После начальной школы родители устроили мальчика в Иезуитский колледж, однако закончить образование ему не удалось. Шла Первая мировая война, материальное положение семьи стало катастрофическим, и 15-ти летний Жорж покинул колледж, не сдав выпускных экзаменов. Какое-то время он работал продавцом в книжной лавке, а затем устроился  репортером в газету, где писал небольшие обзоры и статьи. В это время Жорж сильно увлекся литературой. Он много читал и развивался в культурной сфере.
   Однажды Сименон пришел к мысли, что мог бы и сам написать роман, который не был бы хуже тех, что он читает. Именно это решение подтолкнуло его к написанию собственных романов, первым из которых стал «Роман машинистки». Это была первая книга Жоржа Сименона, которая вышла под псевдонимом.

   А через пять лет Сименон создал свой первый роман с участием комиссара Мегрэ. Сам роман — «Питер Латыш» - известен мало, но он положил начало целой серии произведений про комиссара Мегрэ — «Господин Галлэ скончался»,  «Коновод с баржи «Провидение», «Цена головы», «Мегрэ путешествует», «Мегрэ и бродяга»  и др. Успех романов превзошел все ожидания. Их автор стал подписывать произведения своим настоящим именем — Жорж Сименон.

   Первый роман о комиссаре Мегрэ Сименон  написал за 5 дней, а на остальные в среднем уходило около 11! Всего же писателем было создано порядка 230 романов под своим именем и еще 300 под псевдонимами.

   Рабочий день автора начинался с заточки 2-х десятков карандашей - главы своих романов он писал от руки, беря новый карандаш, когда грифель на том, что в работе, заканчивался, а на следующий день занимался перепечаткой – это отнимало больше времени, чем создание произведений.

   Заготавливал он утром и трубки: никогда два раза подряд не курил одну и ту же, благо, в коллекции Жоржа Сименона их было более 200 штук. Бленды светлых сортов табака специально для писателя производила компания «Данхилл».

   Чтобы романы были максимально достоверными, Сименон постоянно сверялся с дорожными справочниками, картами железных дорог, географическим атласом и другой литературой.

  Всего вышло 80 произведений, где действует легендарный комиссар Криминальной полиции. Некоторые критики считали, что в образе Мегрэ Сименон отразил многие черты собственного характера и даже свои привычки. Писатель призывал не смешивать себя со своим героем, однако часто вкладывал в уста Мегрэ свои рассуждения и свое понимание жизни и людей.

   Да, Жюль Жозеф Ансельм Мегрэ, также как и Жорж Сименон, никогда не расставался с курительной трубкой и имел их целую коллекцию. Но комиссар был женат и жил обычной добропорядочной, даже можно сказать, скучной жизнью. В отличие от него Сименон вел богемную жизнь, которая была полна скандалов и пикантных разоблачений. Писатель был женат не единожды, причем каждый раз его новой женой становилась предыдущая няня его детей или домработница.

   В молодые годы Сименон мечтал о всех литературных премиях. «Когда я получу Нобелевскую, - говорил он, - то первым делом переведу Мегрэ из простых комиссаров в старшие». Увы, нобелевским лауреатом он не стал, и Мегрэ так и не дождался повышения.


   В 1966 г.  в голландском городке Делфзейле, где в первом романе цикла «родился» комиссар Мегрэ, был поставлен памятник этому литературному герою, с официальным вручением Жоржу Сименону свидетельства о «рождении» прославленного Мегрэ, где значилось следующее: «Мегрэ Жюль, родился в Делфзейле 20 февраля 1929 года.... в возрасте 44-х лет... Отец - Жорж Сименон, мать неизвестна...».

   Жорж Сименон всегда хотел писать много книг, чтобы иметь много денег. Он достиг всего, чего желал. И все же – такова уж ирония судьбы: гений может остаться в истории искусства композитором одной пьесы, артистом одной роли, художником одной картины, создателем одного персонажа. А Сименон для массового читателя так и остался творцом Мегрэ. Прочие его произведения, серьезные психологические драмы с их внутренним «достоевским» накалом страстей, заслонил плотный медлительный полицейский комиссар, не стареющий десятилетими, – «альтер эго» самого писателя. От него Сименону было не уйти. Тщетно пытался он стереть Мегрэ, убрать с дороги этот довлеющий над его жизнью вымысел, писать «настоящую литературу», издавать серьезные книги, получить Гонкура, наконец!
   И все напрасно! По первому зову читателя Мегрэ оказывался тут как тут – все такой же, грузный, попыхивающий трубкой в задымленном кабинете на набережной Орфевр. Убить его Сименон так и не решился. Ведь «черные романы» о Мегрэ были подлинной золотой жилой. Но не только это мешало ему уничтожить комиссара. Убить означало отказаться от части себя. Так и жили они, бок о бок, десятилетиями.

   Сименон обладал феноменальной работоспособностью - за день выдавал на-гора до 80 страниц машинописного текста. Однажды предложил написать роман за три дня на глазах публики, сидя в стеклянной клетке. По каким-то причинам перформанс не состоялся. Когда Сименону позвонил Альфред Хичкок, секретарь ответила, что писатель просит не отрывать его от работы. Тогда режиссер, зная, как быстро он пишет, сказал: «Я не буду класть трубку и подожду, когда он поставит последнюю точку».



   Сименон любил кино, и его книги - готовые сценарии. При его жизни были экранизированы 55 романов. Инспектора Мегрэ в кино сыграли три десятка актеров. В России это Борис Тенин, Владимир Самойлов и Армен Джигарханян. Сименон обожал Шарля Азнавура, снявшегося в фильме «Призраки шляпника» по мотивам его романа.

   В конце 1972 г. Сименон принял решение не писать новых книг, оставив незаконченным роман «Оскар». Никаких особых причин для этого не было, писатель устал и решил пожить своей собственной жизнью, а не жизнью своих героев. «Я ликовал. Я стал свободен», — сказал он некоторое время спустя в диктофон, который заменил ему пишущую машинку.

  На закате своих дней, несмотря на многочисленные недуги, писатель утверждал, что старость не бремя, а благо: «Я не понимаю, почему многие так ее стыдятся. Это привилегия, которая дается не всем. Ей надо радоваться, а не бороться с ней до последнего часа. Мне удалось осуществить свою мечту - я умру старым...».

   В мае 1972 года он написал свой последний детектив. В 1980-м надиктовал на магнитофон мемуары – и больше уже ничего не писал до самой смерти. Писатель скончался 4 сентября 1989 года.


Комментариев нет:

Отправить комментарий