понедельник, 19 июня 2017 г.

Владимир Кунин: грани творчества

   19 июня исполняется 90 лет со дня рождения известного российского прозаика, сценариста и драматурга Владимира Владимировича Кунина (настоящая фамилия – Фейнберг). Он широко прославился благодаря кинолентам, снятым по его сценариям. Среди них «Интердевочка», «Сволочи», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Ребро Адама», «Правосудие волков» и многие другие.
  В биографии знаменитого сценариста существует немало противоречивых сведений. Многие неверные факты о его жизни стали следствием журналистских ошибок, но некоторые он создавал сам. Архивы НКВД все еще недоступны широкой аудитории. Но именно на них ссылался Владимир Кунин, биография которого и сейчас, после его смерти, волнует и интригует журналистов и критиков.


  Будущий писатель родился в Ленинграде в семье режиссера Владимира Борисовича Фейнберга. Не успев окончить школу, ушел в армию, был летчиком, а после демобилизации поступил в институт физкультуры. Оттуда его вскоре выгнали за поддельный аттестат о среднем образовании, но за эти годы он успел стать мастером спорта по акробатике и двукратным чемпионом Советского Союза. Затем Кунин устроился в цирк и отработал на аренах «от Львова до Владивостока и от Мурманска до Ашхабада», пока во время представления не сорвался с высоты и получил серьезные травмы. Лежа в больнице, написал два рассказа, которые были опубликованы в журнале «Советский цирк». Так как травмы не позволили Кунину вернуться на арену, он устроился корреспондентом в редакцию этого журнала.

  Первым широко известным фильмом по сценарию Кунина стала драма «Хроники пикирующего бомбардировщика», снятая в 1967 г. режиссером Наумом Бирманом. В этом сценарии Кунин опирался на свой военный опыт. После «Хроник» он почти полностью переключился на работу в кино и стал писать сценарии и по своим, и по чужим произведениям. В общей сложности по сценариям Кунина было снято больше 30 фильмов. Эта деятельность, по словам автора, наложила отпечаток на его литературный стиль: «Сама профессия сценариста учит сжато выражать свои мысли, что изначально придает прозе некую кинематографичность». Может, поэтому не только сценарии, но и книги писателя всегда привлекали внимание режиссеров и сценаристов. За годы творчества из-под его пера вышло более 40 работ, многие из них были отмечены различными премиями и наградами.

  Из множества лент по своим сценариям Владимир Кунин любил только пять: «Хронику пикирующего бомбардировщика» с Олегом Далем, «Старшину» с Владимиром Гостюхиным, «Трое на шоссе» с Арменом Джигарханяном и Вячеславом Невинным, «Чокнутых» Аллы Суриковой и «Ребро Адама» с Инной Чуриковой.

  Но чаще всего имя Владимира Кунина вспоминают в связи с двумя скандальными фильмами — перестроечной «Интердевочкой» и нынешними «Сволочами».
  Одним из заметных событий перестроечной жизни СССР стала публикация повести Кунина «Интердевочка» в журнале «Аврора» в 1988 г. Первоначальный замысел повести у писателя возник в 1986 г., когда он в варшавском «Гранд-отеле» в достаточной мере насмотрелся на валютных проституток (первоначально главная героиня должна была быть полькой). Позже он с разрешения начальства «внедрился» на 4 месяца в спецгруппу по валютным операциям и по надзору за иностранцами и валютными проститутками, так что за точность фактуры автор повести отвечал вполне. Первоначально он хотел назвать повесть «Проститутка», но это вызвало взрыв негодования в верхах, и тогда Кунин переименовал повесть в «Интердевочку» (этот изобретённый им термин, почти сразу вошедший и в обиход, и в словари, писатель считал «идиотским словечком»).
  После публикации повести, писатель, что называется, «проснулся знаменитым», а на редакцию обрушился шквал писем. «В половине из них «Интердевочка» превозносилась до небес. Другая половина требовала повесить меня за ноги, сжечь и развеять мой прах по ветру», — вспоминал писатель.
  Свою повесть Кунин передал Мире Тодоровской, супруге кинорежиссёра Петра Тодоровского. Тот сначала наотрез отказывался снимать фильм на тему проституции, но жена его уговорила. В результате появился хит перестроечного кинопроката — фильм «Интердевочка» (1989), который за год посмотрели 40 млн. зрителей.

  В следующий раз Владимир Кунин попал в центр скандала после выхода «Сволочей» Александра Атанесяна. В этой картине рассказывалось о военном спецлагере, в котором из судимых подростков выращивали диверсантов. На Кунина посыпались обвинения в клевете и извращении истории.  Писатель тяжело переживал скандал с фильмом, когда режиссер Владимир Меньшов объявил его предателем Родины и отказался вручать приз.


   В начале 90-х годов прозаик перебрался в Мюнхен, где жил и писал свои книги и сценарии. Часто бывал в Санкт-Петербурге, встречался с коллегами и читателями. В эти годы он написан роман «Русские на Мариенплац». Все его произведения этих лет посвящены жизни русских эмигрантов в Европе.
   Владимир Кунин ушел из жизни зимой 2011 г. после продолжительной болезни. Его произведения навсегда стали частью советской и российской культуры.





Комментариев нет:

Отправить комментарий