понедельник, 10 апреля 2017 г.

Джозеф Пулитцер: тернистый путь к признанию

   10 апреля исполняется 170 лет со дня рождения известного американского издателя и журналиста Джозефа Пулитцера, подарившего свое имя самой престижной премии в стране в области литературы, журналистики, музыки и ставшего еще при жизни иконой американской публицистики. Давайте вместе с вами вспомним, за что же он заслужил такую популярность.


   Джозеф Пулитцер родился в небольшом венгерском городке Мако в семье богатого еврея-хлеботорговца. В 17 лет юношу охватило страстное желание поступить на военную службу. Он пытался завербоваться сразу в три армии: австрийскую, французскую и британскую. Однако не подошел ни одной из них. У молодого человека было плохое зрение и вообще слабое здоровье.

   Три отказа могли бы отбить всяческое желание служить в армии у кого угодно, но только не у Джозефа Пулитцера. В Гамбурге будущий издатель, а в то время просто зеленый юнец, нанялся в армию американскую. Но всего нескольких месяцев на корабле хватило юноше для того, чтобы расстаться со всеми своими иллюзиями. Согласно существующей легенде, желание демобилизоваться у рядового американского армии было настолько велико, что лишь завидев американский берег, молодой человек, не думая, перемахнул за борт и поплыл в сторону берега. Однако повоевать ему все-таки пришлось – во время Гражданской войны   Джозеф   служил в Первом нью-йоркском кавалерийском полку, впрочем, совсем недолго.

  В Сент-Луисе, где он осел после войны, иммигранту из Европы пришлось несладко. Молодой человек свободно говорил по-немецки и по-французски, но плохо знал английский, а без этого найти хорошую работу было непросто. Кем только не приходилось работать будущей «иконе американской журналистики»: и пастухом, и официантом, и даже мусорщиком. Однако Джозеф не отчаивался. Все свободное время он проводил в городской библиотеке, изучая язык и закон.

  Удача улыбнулась ему в шахматной комнате библиотеки, куда молодой человек время от времени заходил после читального зала. Судьбу Пулитцера решил всего один совет, который он дал, наблюдая за игрой двух завсегдатаев. Игроки, которые оказались редакторами крупнейшей местной газеты «Westliche Post», выходившей на немецком языке, оценили смекалку юнца и предложили ему работу. Молодой, подающий надежды журналист быстро продвигался по карьерной лестнице и к 25 годам стал соучредителем «Westliche Post».

   Однажды ему попала в руки газета «St. Louis Post-Dispatch». Один из его биографов написал, что теперь он «садился за рабочий стол рано утром и работал до полуночи, а иногда даже дольше, вникая в каждую мелочь». Чтобы заставить читателя покупать газету, Пулитцер наводнил издание сенсационным расследованиями и хлесткими комментариями. Он писал о коррупции в органах власти, махинациях с налогами и отпетых мошенниках. Жареные факты пришлись читателям по вкусу, тиражи росли, и газета процветала.

   Однако работа по двадцать часов в сутки не прошла бесследно. В 35 лет у Пулитцера начинает пропадать зрение. Это напугало восходящую звезду американской журналистики, и в 1883 г. он вместе с женой засобирался на лечение в Европу. Но вместо лечения, купил новую газету – «The New York World», которая была на грани банкротства. Забыв про здоровье, удачливый издатель вновь принялся за работу. Это была «революция одного человека», позже напишут биографы.

   Пулитцер изменил редакционную политику, содержание, формат газеты и повел издание в крестовый поход против коррупции. К старой формуле успеха добавилось еще несколько пунктов. На страницах нью-йоркского таблоида впервые стали широко использоваться иллюстрации и печататься статьи с продолжениями. И, наконец, последняя составляющая успеха - оперативность. Именно «The New York World» первой дала на своих страницах описание той статуи, которую никак не могли доставить из Франции в Америку и которая теперь известна всему миру как статуя Свободы. Через десять лет газета стала крупнейшей в стране и расходилась тиражом в 600 тыс. экземпляров.

   Изменения, происходившие в «The New York World», понравились далеко не всем. В борьбе за тиражи конкуренты были готовы на все, лишь бы «заткнуть рот» удачливому венгру. И подчас это были не самые чистые методы. Все эти тиражные битвы не прошли бесследно - здоровье Пулитцера продолжало ухудшаться, у него начались нервные срывы. В 1890 г., в возрасте 43 лет, нью-йоркский издатель и вовсе был вынужден отказаться от редактирования газеты. С тех пор он больше никогда не появлялся в редакции. Пулитцер лечился в лучших клиниках мира, но ничто не помогало. Последние двадцать лет он провел в звуконепроницаемых бункерах в своем нью-йоркском особняке и на яхте «Либерти». Впрочем, даже оттуда он не забывал управлять своими изданиями.

   Джозеф Пулитцер умер 29 октября 1911 г. на борту своей яхты. Незадолго до этого он надиктовал то, что можно считать его профессиональным завещанием: «Только искреннее чувство ответственности спасет журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благу».

   Еще в 1904 г. Пулитцер составил завещание, в котором жертвовал два миллиона долларов Колумбийскому университету. Медиа-магнат хотел, чтобы три четверти этих денег пошли на создание высшей Школы журналистики, а оставшуюся сумму следовало потратить на создание премии для американских журналистов. Колумбийская Школа журналистики была основана через год после смерти Пулитцера, а премию начали вручать в 1917 г.

   В своем завещании Пулитцер подробно описал, как следует вручать награду. В частности, он просил ежегодно давать четыре награды по журналистике, четыре по литературе и одну в области образования. Особенно тщательно издатель описал, что именно следует отмечать в сфере высокой словесности. Он хотел, чтобы отдельные премии вручались за лучший роман, драму, книгу по истории Соединенных Штатов и биографию.

   Пулитцер не считал этот список итоговым и допускал возможность изменений. Правом вносить эти изменения он наделил наблюдательный совет, который с 1917 г. не раз им пользовался, доведя число наград до 21.

   Долгие годы Пулитцеровская премия финансировалась из инвестиционного фонда, созданного после смерти издателя. Однако после того, как в 1970 г. дела фонда пошатнулись, был создан еще один фонд, которому удалось привлечь дополнительные пожертвования и восстановить финансовое благополучие премии.

  По завещанию, наблюдательный совет должен ориентироваться в своих решения на авторитетное жюри. При этом директора наделяются правом не согласиться с решением судей и вручить премию другому номинанту. Надо сказать, наблюдательный совет довольно широко пользовался этим правом, что не раз приводило к скандалам. Так, в 1963 г. судьи дали высшую оценку пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?», однако совет посчитал драму недостаточно возвышенной. Директорам не понравились споры о сексуальной вседозволенности и грубости, которые допускали герои Олби в своей речи.

   Среди других крупных «проколов» премии - скандал 1941 года, когда совет предпочел не заметить новый роман Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол». Пулитцеровская премия была вручена писателю только в 1953 году за другую работу - повесть «Старик и море».

   Семь раз с момента создания премии ее не присудили никому по причине отсутствия достойных кандидатов (по мнению жюри, разумеется). Это происходило в 1920, 1941, 1946, 1954, 1964, 1971 и 1974 годах.

   Знаменитые авторы, получившие награду в разные годы: М. Митчелл (за роман «Унесенные ветром», 1937), Дж. Стейнбек (за роман «Гроздья гнева», 1940), Х. Ли (за роман «Убить пересмешника», 1961). Для любого современного писателя получить Пулитцеровскую награду за художественную книгу – все равно, что вытянуть счастливый билет. Можно не сомневаться, что награжденного автора будут и печатать, и читать, и активно обсуждать.

   Организаторы премии признают промахи прошлого и уверяют, что за последнее десятилетие сильно изменились. Разумеется, не все согласны с тем, что время меняет Пулитцеровскую премию в лучшую сторону. Но разве могло быть иначе с наградой, которая была создана с подачи некогда самого скандального журналиста!





Комментариев нет:

Отправить комментарий