понедельник, 10 апреля 2017 г.

Белла Ахмадулина: «А напоследок я скажу…»

    10 апреля исполняется 80 лет со дня рождения известной русской поэтессы и переводчицы Беллы Ахатовны Ахмадулиной, одной из крупнейших лирических поэтов второй половины XX века. Её строки покорили миллионы сердец и на веки вписали её имя в историю русской культуры. Она называла свою поэзию «маленькой музыкой». Музыкой, которая лилась по струнам души, затрагивая самые отдаленные ее закоулки и заставляя сердце щемить в груди. Музыкой, которая стала неотъемлемой частью любимых советским народом фильмов «Ирония судьбы, или с Легким паром», «Жестокий романс», «Служебный роман».
    Белла Ахмадулина ворвалась в русскую литературу на рубеже 1950–1960-х годов, словно теплый весенний ветер в период «оттепели». Вместе с новым поколением поэтов — так называемых «шестидесятников» — Андреем Вознесенским, Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко и Булатом Окуджавой она сыграла огромную роль в возрождении общественного самосознания.  Именно Ахмадулиной в числе немногих выпала честь стать рупором интеллигенции и не дать прерваться цепочке традиций отечественной словесности, заложенных еще А.С. Пушкиным.


       
      Интересный факт. Ахмадулина появилась на свет ровно через сто лет после гибели Александра Пушкина и скончалась через сто лет после кончины Льва Толстого.
  Будущая поэтесса родилась в семье крупного государственного служащего и переводчицы, сотрудницы КГБ. В ней смешалась кровь разных национальностей: татарская по линии отца, российско-итальянская – по маме. Родители Беллы были занятыми людьми, воспитанием девочки занималась бабушка. Именно она научила Беллу чтению, привила ей любовь к классической литературе, читая не только сказки, но и произведения Гоголя и Пушкина.

  О своем имени поэтесса рассказывала, что в 30-е годы её мать была большой поклонницей Италии и хотела, чтобы её дочь носила испанское имя. По-испански её имя звучит Изабель, но она больше любила, когда её называют просто Белла. Только Андрей Твардовский мог себе позволить называть ее по полному имени.

  Когда началась Великая Отечественная война, бабушка увезла Беллу в эвакуацию: Самара, Уфа, Казань... В Уфе девочка чуть не погибла - болела корью долго и безнадежно.
...Я повадилась жить, но, увы, -
это я от войны погибаю
под угрюмым присмотром Уфы.
Как белеют зима и больница!
Замечаю, что не умерла.
В облаках неразборчивы лица
тех, кто умерли вместо меня.

  Первые ее стихи появились в школьные годы, тогда же она стала посещать занятия столичного Литобъединения. В 15 лет у неё уже прослеживался собственный стиль. Литературный дебют 18-летней поэтессы состоялся в журнале «Октябрь». А через два года поэзия Ахмадулиной подверглась критике в газете «Комсомольская правда». Однако Белла не отчаивалась и планировала связать свою жизнь с литературой, хотя родителям такие планы дочери не нравились: они мечтали видеть дочь журналисткой.

   Ахмадулина поступила туда, куда и мечтала – в Литературный институт. Но в 1959 г., когда в СССР грянул скандал с присуждением Борису Пастернаку Нобелевской премии, Ахмадулина отказалась подписывать письмо с осуждением «предателя родины». За это (официально — за несданный экзамен по марксизму-ленинизму) она была отчислена из вуза. Ей удалось устроиться внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутске. Вскоре главный редактор газеты, пораженный талантом Беллы, поспособствовал её возвращению в Литературный институт, который она с отличием окончила.

   Творческая биография Беллы Ахмадулиной развивалась стремительно. В 1962 г. появился её дебютный поэтический сборник «Струна». Талант поэтессы был сразу же отмечен признанными мэтрами, среди которых Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский. Вместе с ними Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере, читала свои произведения. Её лёгкие, воздушные стихи имели колоссальный успех. Хотя и критиков было немало - поэтессу упрекали за камерность, старомодность и напыщенный слог.


   Незабываем и оригинален стиль декламации Беллы Ахмадулиной. «Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам. Белла поражала, как случайно залетевшая к нам райская птица… Она завораживала. В ее поведении даже искусственность становилась естественной. Она была воплощением артистизма в каждом жесте и движении – так выглядел лишь Борис Пастернак. Только он гудел, а Белла звенела…», - так писал о ней Е. Евтушенко. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяли своеобразие ее исполнительской манеры. Позднее, в 1970-е годы, Ахмадулина говорила об обманчивой легкости этих выступлений: «По грани роковой, по острию каната».
Не уделяй мне много времени,
вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
руки моей не задевай.

Не проходи весной по лужицам,
по следу следа моего.
Я знаю - снова не получится
из этой встречи ничего.

Ты думаешь, что я из гордости
хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости - из горести
так прямо голову держу.

   Правда, свое самое знаменитое стихотворение «По улице моей который год…» Белла написала еще в 1959 г., когда ей было всего 22 года. Впоследствии Микаэл Таривердиев напишет к этим стихам дивную музыку, и этот романс прозвучит в культовом советском фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!», проникновенность которого неизменно вызывает самые пронзительные чувства у слушателей.

   В 1964 г. Белла Ахатовна стала киноактрисой, снявшись в фильме «Живет такой парень» Василия Шукшина, где сыграла роль журналистки. Эта кинолента на Каннском фестивале была удостоена премии «Золотого Льва». Потом последовала еще одна киноработа – в фильме «Спорт, спорт, спорт», где она прочла свои знаменитые строки: «Ты человек! Ты баловень природы…».
   А вскоре вышел еще один сборник стихотворений Ахмадулиной – «Уроки музыки». Затем последовали: «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1989). Последний был удостоен Государственной премии СССР. Белла Ахмадулина творила много и с надрывом. Её сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы.

Пришла и говорю: как нынешнему снегу
легко лететь с небес в угоду февралю,
так мне в угоду вам легко взойти на сцену.
Не верьте мне, когда я это говорю.

О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове
взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз.
Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги,
и он умрет, как снег, и обратится в грязь…

  В 1970 годы Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и её культура произвели на поэтессу огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию. Следствием этой обоюдной любви становится сборник поэзий «Сны о Грузии». Она переводила на русский язык стихи Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других. А журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения Ахмадулиной даже в то время, когда в России на них существовали идеологические запреты.

Я столько раз была мертва
иль думала, что умираю,
что я безгрешный лист мараю,
когда пишу на нем слова.

Меня терзали жизнь, нужда,
страх поутру, что все сначала.
Но Грузия меня всегда
звала к себе и выручала.

До чудных слез любви в зрачках
и по причине неизвестной,
о, как, когда б вы знали, - как
меня любил тот край прелестный…

   Интересный факт. Ия Саввина, которая озвучила Пятачка в мультфильме про Винни-Пуха, взяла его образ с Беллы Ахмадулиной. После выхода мультфильма на экраны между актрисой и поэтессой состоялся телефонный разговор, в котором Ахмадулина в ироничной и шутливой форме поблагодарила Ию Саввину за то, что та подложила ей «свинью».

  Белла Ахмадулина всегда была объектом любви и восхищения. О своей прошлой личной жизни поэтесса распространяться не любила «Любовь и есть отсутствие былого», – написала она как-то в одном из стихотворений. Однако ее бывшие мужья, на всю жизнь сохранившие восхищение, сами рассказали о былых отношениях в своих дневниках и воспоминаниях.

О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!

К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой -
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.

О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько…


   Первым мужем Ахмадулиной стал Евгений Евтушенко. Вместе они прожили лишь 3 года. 
   Затем она вышла замуж за известного писателя Юрия Нагибина, но и этому браку не суждено было длиться долго. Причиной расставания, как можно узнать из биографического романа Василия Аксёнова «Таинственная страсть», была измена Беллы. В год расставания Ахмадулина взяла из детского дома девочку Аню. Удочерённая Анна получила отчество от Юрия Нагибина, хотя и не являлась его дочерью.

  Очень коротким и гражданским был ее брак с сыном известного писателя Кайсына Кулиева – Эльдаром. Но именно в этом браке родилась вторая дочь Елизавета.
  В 1974 г. Белла Ахмадулина познакомилась с художником, скульптором и театральным художником Борисом Мессерером. Они прожили вместе более тридцати лет.

   Ахмадулина – автор множества талантливых эссе о выдающихся творческих личностях. Ею написаны произведения о Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Вениамине Ерофееве, Владимире Высоцком и многих других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома.

 Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис – вязкий и гипнотический – в значительной мере продукт ее подлинного голоса».

  В 1979 г. поэтесса становится одной из создателей «Метрополя» – неподцензурного альманаха. Она не раз поддерживала опальных советских авторов-диссидентов: Владимира Войновича, Льва Копелова, Андрея Сахарова, Георгия Владимирова. Поэтесса публиковала заявления в их защиту в «Нью-Йорк Таймс», ее выступления передавались по «Голосу Америки» и «Радио Свобода». Она участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре в 1988 г.

  Последние годы жизни Беллы Ахмадулиной были очень тяжелыми - поэтесса болела. Она умерла вечером 29 ноября 2010 г. на руках у мужа.  Похоронена на Новодевичьем кладбище.

  В мае 2012 г. в память об Ахмадулиной и с учётом её итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов.

 


    Недавно журнал «Отдохни! Звезды» назвал Ахматову и Ахмадулину «два "Ах" русской поэзии».


А напоследок я скажу:
Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу иль восхожу
К высокой степени безумства.
Как ты любил, ты пригубил
Погибели, не в этом дело!
Как ты любил, ты погубил,
Но погубил так неумело.

Так напоследок я скажу…
Работу малую висок
Еще вершит, но пали руки
И стайкою наискосок
Уходят запахи и звуки.
А напоследок я скажу:
Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу иль восхожу
К высокой степени безумства.


Так напоследок я скажу…

Комментариев нет:

Отправить комментарий