пятница, 24 февраля 2017 г.

Ирина Велембовская: классик женской психологической прозы

   24 февраля исполняется 95 лет со дня рождения известной советской писательницы Ирины Александровны Велембовской (настоящая фамилия — Шухгальтер). Она была безумно популярна в 70-е годы прошлого века, особенно среди женской аудитории. Ведь в центре внимания ее произведений – женские характеры и судьбы. Она писала о вечном и самом насущном – о семье, любви и дружбе, чести и предательстве, о том непростом, подчас, трагическом времени. Ее книги переводили на множество языков, а фильмы, снятые по ее произведениям, имели огромный успех и принесли писательнице еще большую известность.


  Отец Ирины Александровны служил юрисконсультом в знаменитом издательстве Сытина. Мать происходила из дворянской семьи и владела несколькими языками. В доме была прекрасная библиотека. Ирина в пять лет уже читала запоем и прочитанное в детстве запоминала на всю жизнь.
В 1938 г. отца, которому было за шестьдесят, арестовали и на девять лет отправили в воркутинские лагеря, а после освобождения ему еще долго не разрешалось жить в Москве. Ирина была вынуждена уйти из школы и пойти работать.
   В июне 1941 г.  она поступила на курсы медсестер, чтобы попасть на фронт. Однажды ее послали с подругами охранять склад, и в первую же ночь оттуда пропало несколько пар валенок. Девушек осудили и погнали по этапу на Урал. Ее жизнь на Урале оказалась очень тяжелой: сначала она работала на драге на реке Ис – возила на лошади воду, потом на заводе, в горячем цеху, где толкала вагонетки с углем и шлаком, а позже – на лесоповале. Весной за ведро картошки копала огороды, летом косила сено, осенью нанималась копать эту самую картошку.
  В 1945 г. ей пришлось трудиться на лесозаготовках с интернированными из восточной Европы немцами. Они не были военнопленными – по распоряжению советского правительства в конце войны немецкое гражданское население Румынии, Югославии, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Польши вывозили за Урал на тяжелые принудительные работы. Эти много лет замалчиваемые события впоследствии легли в основу ее замечательного романа «Немцы».
  Возвратившись, Ирина Александровна поселилась под Москвой. Работала дворником, затем на мебельной фабрике, потом няней в яслях, библиотекарем в школьной библиотеке. Закончила вечернюю школу, стала писать книги, поступила в Литературный институт.
   В 1961 г. Ирина Александровна опубликовала свои первые рассказы в журнале «Знамя». Подруги заслушивались ее короткими историями, яркими и весёлыми, которые она читала им на учительских посиделках. Вскоре она окончила институт и была принята в Союз писателей. Тогда увидели свет сборники ее рассказов и повестей: «Лесная история» (1967), «Третий семестр» (1973), «Вид с балкона» (1981). В центре этих произведений – нелегкая судьба женщины.

 Потом появилась повесть «Женщины», и пришел успех: звонили и с телевидения, и с киностудий, и завлиты из театров – все интересовались автором и возможностью экранизации повести. Фильм, снятый молодым талантливым режиссером Павлом Любимовым, стал большой удачей для всех: сценариста, режиссера, актеров. С многими из них Ирина Александровна подружилась.

 
  Наибольшую известность получила повесть «Сладкая женщина» (1973), которая была экранизирована в 1976 г. (в главной роли – Наталья Гундарева), фильм посмотрели более 30 миллионов зрителей.
  Без сомнения, в 1960–1970-е гг. Велембовская являлась одной из самых читаемых писательниц в стране. Она была автором сценариев фильмов «Люди как реки» (1968), «Впереди день» (1970), «Молодая жена» (1978), «Варварин день» (1982). Эти книги и фильмы пользовались популярностью и у нас, и за рубежом - повести Велембовской стали публиковать в других странах: в Германии, Польше, Чехословакии, Венгрии, США, а «Сладкая женщина» вышла даже в Китае.
   А вот с романом «Немцы» дело обстояло сложнее. Писательница не раз пыталась опубликовать его, но ей неизменно отвечали, что в советской литературе такой темы нет и быть не может. Роман был издан только после ее смерти уже в новой России в 2002 г.

   Книги Ирины Велембовской всегда были близки и понятны читателю. В них исследуются простые человеческие характеры и судьбы. Эти книги хорошо знают во многих странах, а кинозрители помнят и любят фильмы, снятые по ее сценариям.




Комментариев нет:

Отправить комментарий