понедельник, 6 февраля 2017 г.

Известные литературные злодеи и их реальные прототипы


   Литературные произведения зачастую дарят нам настолько колоритных злодеев, что помнят о них намного дальше, чем о злодеях настоящих. Иногда путают злодея и отрицательного героя, но это не одно и то же. Отрицательный персонаж, как правило, является антагонистом положительного героя. Он совсем не абсолютное зло, просто он против того, что делает главное действующее лицо. Злодей - воплощение абсолютного зла, он совершает дурные поступки по отношению ко всем и всегда, и уж, если другие герои черно-белые, то злодей всегда только черный.
    Предлагаем вспомнить самых известных литературных злодеев и их реальных прототипов.


Злодей № 1. Профессор Мориарти из серии рассказов Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе.

«Профессор» - вовсе не уголовное кличка гения преступного мира. Джеймс Мориарти был преподавателем математики в университете, защитил диссертацию. Но, как пишет о нем Конан Дойль, этот «блестящий ум Европы, возглавляющий к тому же все силы ада», имеет наследственную предрасположенность к жестокости и жить не может без преступлений.
Скромный университетский преподаватель возглавляет наш список не случайно. У него был прототип - Адам Уорт, международный вор XIX века. Вслед за сотрудниками Скотланд-Ярда, которые называли его «Наполеоном преступного мира», писатель придает такой титул и вымышленному Мориарти.



Злодей № 2. Миледи из романа Александра Дюма «Три мушкетера».

Миледи - бывшая графиня де Ла Фер, жена Атоса. Хитрая, умная и бессердечная, она не останавливается ни перед чем, без малейших угрызений совести. Не перечислить всех ее бесчестных интриг и злодеяний - эта леди использует всех в собственных целях. Она - средоточие пороков.
У Миледи тоже есть реальный прототип - графиня Люси Карлайл, брошенная любовница герцога Бекингема, которая из ревности стала агентом кардинала Ришелье.

Злодей № 3. Сестра Рэтчед из романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом».

Сестра Рэтчед не просто руководит отделением душевнобольных в психиатрической больнице, цель ее жизни - сломать их, растоптать, сделать послушной безвольной массой. Эта задача требует безжалостного отношения к людям, и героиня демонстрирует его в полной мере. Перед нами обычный садизм и жажда подавлять беспомощных людей, оставаясь при этом абсолютно безнаказанной.
И у этой героини есть свои прототипы. Автора на написание книги вдохновила работа ночным санитаром в госпитале ветеранов, где он проводил много времени и встречал подобных «докторов».
Злодей № 4. Катерина Измайлова из повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Напомним, что изначально эта замужняя дама завела себе любовника Сергея. Чтобы ей не мешали, она убивает свекра, затем мужа и маленького племянника, отказывается от своего ребенка и в довершение всего заканчивает жизнь, выбросившись с лодки вместе с новой любовницей Сергея - уже на каторжном этапе. Некоторые критики пытались найти оправдание действием главной героини, что все это из-за любви. Но не будем романтизировать злодейскую сущность этой женщины.
Нам ничего не известно о реальном прототипе героини, однако, все-таки должна быть некоторая связь между службой Лескова в уголовной палате и этой повестью. Возможно, что-то со своего опыта автор использовал при работе над книгой.

Злодей № 5. Большой Брат из антиутопии Джорджа Оруэлла «1984».

Большой Брат - руководитель придуманного государства Океания описан очень реалистично: «На каждой площадке со стены смотрело все то же лицо. Портрет был выполнен так, что, куда бы ты ни стал, глаза тебя не отпускали. БОЛЬШОЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ».
В романе очень заметно портретное сходство Большого Брата со Сталиным и Горацием Китченером, военным министром Великобритании во время Первой мировой войны. Благодаря автору слова «Большой Брат» стали нарицательными и обозначают тотальную слежку, полное подчинение чьей-то воли, подавление личности и диктат.



Комментариев нет:

Отправить комментарий