пятница, 27 января 2017 г.

Сияние негаснущих звезд: Римма Казакова

   27 января 2017 г. известной российской поэтессе Римме Федоровне Казаковой исполнилось бы 85 лет. Ее называли музой российских композиторов - она была автором стихов многих популярных песен: «Мадонна», «Безответная любовь», «Музыка венчальная», «Ненаглядный мой», «Ты меня любишь» и т.д. В ее стихах, узнаваемых и таких искренних, звенели радость и любовь. Это всеобъемлющее чувство осталось в ее сердце навсегда.


   Революция, Электрификация, Мировой Октябрь – получалось Рэмо. Так назвали родители будущего поэта Казакову. На более привычное - Римма она сменила свое имя в 20 лет. И вскоре, после выхода первого сборника «Встретимся на Востоке» стихи Риммы Казаковой начала переписывать от руки вся страна.
Ах, не ставьте мне в вину
грех прекрасного разлада!
Повернуло на весну!
Ну, а может, так и надо?..

   «Она ворвалась в шумную компанию шестидесятников с Дальнего Востока, произвела фурор - красивая, заводная, талантливая!..» - вспоминают о ней друзья. Это была счастливая эпоха, когда поэты читали стихи по телевидению, на площадях и стадионах. На знаменитые вечера в Политехе, где она выступала вместе с Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественским, выстраивались многотысячные очереди. Песни на её стихи исполняли практически все звёзды советской эстрады. Её любовной лирикой зачитывались юноши и девушки всей страны. А сама о себе Римма Казакова писала: «Я многое в жизни смею, и с этой звездой во лбу, как целый народ, имею историю и судьбу».
   Творческая судьба Риммы Казаковой, казалось бы, сложилась вполне благополучно. Более двадцати поэтических сборников, любимые народом песни, официальные должности, общественная работа… А в личной жизни - страдание, постоянный страх за любимого сына, подсевшего на наркотики, душевная боль, полоса забвения, разочарования. «Жизнь меня била и лупила, как хотела», - признается она однажды.
   Ее поэзию называют исповедальной и глубоко лиричной. Особенно это относится к любовной лирики поэтессы. Наверное, поэтому ее строки, полные нежности и тепла, так легко перекладываются на музыку.

Постарею, побелею,
Как земля зимой.
Я тобой переболею,
Ненаглядный мой.

Я тобой перетоскую,
Переворошу,
По тебе перетолкую,
Что в себе ношу.

До небес и бездн достану,
Время торопя.
И совсем твоею стану -
Только без тебя.

Мой товарищ стародавний,
Суд мой и судьба,
Я тобой перестрадаю,
Чтоб найти себя.

Я рискну ходить по краю
В огненном краю.
Я тобой переиграю
Молодость свою.

Переходы, перегрузки,
Долгий путь домой...
Вспоминай меня без грусти,
Ненаглядный мой.

                   ***
В какой-то миг неуловимый,
неумолимый на года,
я поняла, что нелюбимой
уже не буду никогда.

Что были плети, были сети
не красных дат календаря,
но доброта не зря на свете
и сострадание не зря.

И жизнь - не выставка, не сцена,
не бесполезность щедрых трат,
и если что и впрямь бесценно -
сердца, которые болят.

                           ***
Быть женщиной - что это значит?
Какою тайною владеть?
Вот женщина. Но ты незрячий.
Тебе её не разглядеть.
Вот женщина. Но ты незрячий.
Ни в чём не виноват, незряч!
А женщина себя назначит,
как хворому лекарство - врач.
И если женщина приходит,
себе единственно верна,
она приходит - как проходит
чума, блокада и война.
И если женщина приходит
и о себе заводит речь,
она, как провод, ток проводит,
чтоб над тобою свет зажечь.
И если женщина приходит,
чтоб оторвать тебя от дел,
она тебя к тебе приводит.
О, как ты этого хотел!
Но если женщина уходит,
побито голову неся,
то всё равно с собой уводит
бесповоротно всё и вся.
И ты, тот, истинный, тот, лучший,
ты тоже - там, в том далеке,
зажат, как бесполезный ключик,
в её печальном кулачке.
Она в улыбку слёзы спрячет,
переиначит правду в ложь...
Как счастлив ты, что ты незрячий

и что потери не поймёшь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий