вторник, 24 января 2017 г.

Пьер Бомарше: человек эпохи Просвещения

   24 января - 285 лет со дня рождения крупнейшего французского драматурга Пьера Огюстена Карона Бомарше, непревзойденного полемиста и острослова, автора великих комедий «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Он прожил жизнь, наполненную приключениями, славой, богатством и властью. Чем только в своей жизни не занимался - имел огромное состояние и при этом писал пьесы, сам ставил их, состоял на службе у короля, был его тайным агентом, часовщиком, придворным, арестантом, первым советником министров, занимался различными проектами, королевскими займами, реформами судебных органов - всего, наверное, невозможно перечесть. Этот человек воплотил в себе всю эпоху Просвещения — от надежд до разочарования.
   Талант Бомарше приносил ему богатство, а упорство — славу. Он терпел поражение, но с блеском превращал его в победу. Опасные приключения возвращали ему деньги и влияние, и каждый этап своей жизни он освещал пером.


   Пьер родился в семье простого часовщика, который очень надеялся, что сын продолжит его дело. Мальчик окончил несколько классов церковной школы и в 13 лет занялся ремеслом отца, но, в тоже время, ревностно изучал музыку.

  Став учителем музыки у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел должность секретаря при монархе и, благодаря придворным связям, принял активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые принесли ему громадное состояние и одновременно вовлекли в целый ряд громких судебных процессов.

   Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме. Чтобы оправдаться, он издал свои блистательные «Мемуары», где язвительно высмеял судебный произвол.

   Любовь к театру побудила его написать две драмы —«Евгения» (1767) была встречена благожелательно, «Двух друзей» (1770) ожидал сокрушительный провал. Громкий успех «Севильского цирюльника» (1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги.

   Уже через год Бомарше написал «Женитьбу Фигаро» — вершину своего творчества, но премьеры пришлось ждать восемь лет. Своему знаменитому герою он дал несуществующее имя Фигаро, под которым скрыл собственное — от Фикаро (сын Каро), как писал в черновиках. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд. Бомарше в этой пьесе — провозвестник революции. Наполеон отзывался о ней как о «революции в действии». А до него король Людовик XVI сказал так: «Если быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, следует разрушить Бастилию. Этот человек смеётся над всем, что следует почитать при известном образе правления...»

  Когда пьеса была, наконец, поставлена в «Театр Франсе» 27 апреля 1784 г., трое человек погибли, задавленные в дверях обезумевшей толпой.

  По мотивам пьес Бомарше Моцарт написал стеру «Свадьба Фигаро», а Россини создал оперу «Севильский цирюльник».

  Великая Французская революция внесла в биографию Бомарше очередной штрих: посланный революционным правительством в Голландию, он исполнил ряд поручений, но затем был брошен в тюрьму.

  Выйдя на свободу, стал агентом Комитета общественного спасения и подвергался преследованиям как эмигрант. Имущество его конфисковали, семья была арестована. В 1796 г. ему разрешили вернуться во Францию, где он через три года умер. 

   На могиле Бомарше выведены слова: «Простой в повседневной жизни, гордый в несчастье, он никогда не поступался своей свободой».










Комментариев нет:

Отправить комментарий