воскресенье, 15 января 2017 г.

Великий комедиограф Жан-Батист Мольер

   15 января 2017 г. исполняется 395 лет со дня рождения великого французского драматурга-комедиографа и актера Жана-Батиста Мольера. Он - автор блистательных пьес, создатель жанра социально-бытовой комедии, знаменитый актер и реформатор сценического искусства. Мольер высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, как извращение человеческой природы. И сегодня его пьесы современны, смешны и правдивы в точном изображении свойств человеческого характера.


   Настоящее имя драматурга - Жан-Батист Поклен. Он родился в семье придворного обойщика. Большое влияние на мальчика оказали рано умершая мать Мария Поклен и её отец Луи Крессе, страстно любивший театр.

   Учился в привилегированном Клермонском коллеже, где его однокашниками были сразу три принца, в том числе принц де Конти, будущий покровитель драматурга.

   Получив профессию юриста, Жан-Батист некоторое время находился при дворе Людовика XIII, а затем вступил в труппу странствующих актёров. С этого момента он перестал носить прежнюю фамилию и стал именоваться Мольером.

   Но театр, именовавший себя «Блистательным театром», через три года был закрыт за долги. Мольер и его самые близкие друзья-актёры 12 лет странствовали по Франции. Он начал писать пьесы для своей труппы – весёлые одноактные фарсы.

   Осенью 1658 г. труппа Мольера была приглашена в Париж и выступила в Лувре перед молодым королём Людовиком XIV, разыграв трагедию Корнеля «Никомед» и небольшой фарс собственного сочинения – «Влюблённый доктор». Королю представление понравилось, и он решил оставить труппу в Париже, передав её под покровительство своего брата герцога Филиппа Орлеанского. Так возник французский театр комедии.

   Комический гений Мольера обнаруживается как в фарсах, так и в самых возвышенных комедиях. Изобретательность, здравый смысл, естественность, жизнерадостная весёлость – отличительные особенности его произведений; многие из героев и персонажей его комедий стали нарицательными.

   Мольер, хорошо понимавший человеческую природу, женился на девушке из своей собственной театральной труппы. Она была на 20 лет его моложе и это стало причиной смешных положений, в которые частенько попадал драматург.

   Лучшие комедии Мольера: «Смешные жеманницы» (1659), «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (1660), «Тартюф» (1664), «Дон Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666), «Жорж Данден, или Одураченный муж» (1668), «Скупой» (1668), «Мещанин во дворянстве» (1670). Его очаровательные в своей комичности герои, искрометные диалоги, лихо закрученные сюжеты заставляли зрителей на пару часов забыть абсолютно обо всём.

   Написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» — одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий, высмеивающая страх перед неизбежной смертью. На её 4-м представлении 17 февраля 1673 г. Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. 

   Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц.





Комментариев нет:

Отправить комментарий