среда, 25 января 2017 г.

Вирджиния Вульф: легко ли быть гением?

   25 января 2017 г. исполняется 135 лет со дня рождения известной британской писательницы и литературного критика Вирджинии Вульф, одной из самых загадочных личностей в мировой литературе.
   На многих она производила впечатление женщины не от мира сего, иногда начинала слышать голоса и видеть галлюцинации, а о своей персоне отозвалась «ни то, ни се, и не женщина, и ни мужчина». Однако ей удалось стать одной из ключевых фигур в литературе первой половины XX века. Чем же была наполнена жизнь женщины, балансирующей на грани гениальности и безумства? Давайте узнаем  поближе.


   Вирджиния родилась в семье аристократов, в которой к литературе относились с почтением и огромной любовью. Недаром в отчем доме любил собираться весь «цвет» лондонской культуры. Глава семейства мог похвастаться богатой библиотекой, куда его четверым детям вход был всегда открыт.

   Однако в возрасте 13 лет беды посыпались на Вирджинию как из рога изобилия. Сначала она подверглась грязным домогательствам со стороны кузенов, вскоре от воспаления легких умерла мать, к которой девочка была очень привязана. Будущая писательница с детства отличалась повышенной нервозностью и впечатлительностью, поэтому нервные срывы последовали один за другим. Между ними были неудавшиеся попытки самоубийства и затяжные депрессии… Несмотря на колоссальную моральную нагрузку, Вирджиния продолжила изучение иностранных языков и истории в женском лондонском колледже.

   В 1904 г. умирает отец, старшие братья поступают в университет, некогда шумный дом становится пустым. На семейном совете принимается решение продать его и переехать в более скромный. С новосельем Вирджиния связывала большие надежды, мол, новое место – начало новой жизни. Район для переезда был выбран не случайно: Блумсбери издавна слыл центром лондонской богемы. По примеру матери, в своем доме Вульф организовала подобие литературного салона, а сама она продолжает дело отца. Критические заметки Вирджинии пользуются большой популярностью, поэтому ее регулярно печатают в «громких» журналах и газетах. Параллельно с журналистикой начинается работа над первой книгой, все это перемежается с новыми нервными потрясениями – смертью любимого брата, замужеством сестры и ее отъездом из дома.


   Ей было 30 лет, когда в их компании появился выпускник Кембриджа, критик Леонард Вульф. Именно он на следующие 29 лет стал спутником жизни для Вирджинии. Спутником, несмотря на то, что она призналась в отвращении к физической связи с мужчинами. Их объединяло нечто большее, чем плотские утехи: взаимоуважение и эмоциональная поддержка, общие идеалы и цели. Супруг всячески поддерживал жену на ее литературной стезе. Именно он помог ей состояться как писательнице. На пару супруги открыли издательство «Хогарт Пресс», где увидели свет все произведения писательницы Вульф: «Орландо», «Миссис Дэллоуэй», «На маяк», «Волны» и др. Вульф является автором более 15 книг, последняя – «День писателя» - была опубликована после ее смерти. Кроме этого, она переводила и издавала в Англии русских классиков: И. С. Аксакова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева. 

 
  Если жизнь обычной женщины наполнена отношениями с мужчинами, рождением детей, ведением хозяйства, то у Вирджинии все радостные моменты были связаны с «рождением» литературных произведений. После себя она оставила огромное литературное наследие, включающее тысячи страниц рассказов, писем, эссе, дневниковых записей.

  Вульф была настоящим новатором, который не уставал критиковать художественные традиции ХІХ века. Писательница, слышавшая восторги поклонников ее творчества, совсем не радовалась признанию и славе. Ее вдохновение все чаще сменялось нервными припадками, депрессиями, месяцами в больницах… Лишь любовь и поддержка мужа и сестры служили опорой.

   Последней вехой жизни писательницы Вульф стал 1941 год. Одна из ночных бомбардировок Лондона разрушила ее дом, сожгла библиотеку, а обожаемый супруг чуть не погиб. Все это окончательно пошатнуло и без того расстроенное здоровье Вирджинии, для которой видения и галлюцинации стали постоянными спутниками. Она предпочла расстаться с жизнью, чтобы не стать обузой мужу из-за собственных болезней. 28 марта 1941 г. Вирджиния, написав предсмертную записку мужу, положила себе в карманы камни и утопилась в реке Уз, в Сассексе.
В этой прощальной записке любви больше, чем в целом романе - она просто переполнена любовью и благодарностью, которые испытывала женщина по отношению к мужу. Трудно найти что-то более трогательное, даже среди тщательно продуманных и отшлифованных художественных текстов:


   «Мой дорогой, я уверена, что снова схожу с ума. Я чувствую, что мы не сможем пережить это заново. И на этот раз я не поправлюсь. Я начинаю слышать голоса. Я не могу сосредоточиться. Поэтому я приняла единственно верное решение и делаю то, что кажется мне наилучшим. С тобой я была счастлива абсолютно. Ты был для меня всем, о чем я только могла мечтать. Не думаю, что два человека могли бы быть счастливее, чем были мы, пока не пришла эта страшная болезнь. Я больше не в силах бороться. Я знаю, что порчу тебе жизнь, что без меня ты мог бы работать. И ты сможешь, я уверена. Видишь, я даже не могу подобрать нужных слов. Я не могу читать. Я просто хочу, чтобы ты знал — за все счастье в моей жизни я обязана тебе. Ты был безмерно терпелив со мной и невероятно добр. Все это знают. Если кто-нибудь и мог бы спасти меня, это был бы ты. Все ушло. Все оставило меня, кроме уверенности в твоей доброте. Я просто не могу больше портить твою жизнь. Я не думаю, что в этом мире кто-то был бы счастливее, чем были мы».

Комментариев нет:

Отправить комментарий